Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Ещё одно интервью с проф. Бранским В. П




Полностью с текстом статьи В.Бранского "СИНЕРГЕТИКА И КОСМОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОСМОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ)", можно ознакомиться здесь:
http://bukharapiter.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1253


        Так уж сложилось с незапамятных времён, что честный и беспристрастный наблюдатель, коим является человек, всегда стремился ответить  (и - прежде всего - самому себе) на извечный вопрос: "Как объяснить возникновение жизни, в целом, и - человека, в частности?"
Что же, касаемо меня, то я, как "буриданов осёл",  вечно находился между двумя соблазнительными "охапками": между религией и наукой. В различные периоды своей жизни, отдавая предпочтение то одной, то - другой.
       Именно этим и объясняется мой визит к почётному профессору БРАНСКОМУ  ВЛАДИМИРУ ПАВЛОВИЧУ, с которым Судьба милостиво соблаговолила мне не только повстречаться в этой жизни, но и иметь удовольствие, слушать его лекции и беседы..



Г.Саидов - Здравствуйте Владимир Павлович! Помнится, в 2010 году мне уже доводилось брать у Вас интервью по поводу вышедшей тогда коллективной монографии "Синергетическая философия истории" (http://www.proza.ru/2011/02/05/1162 ), где - в частности - нами были рассмотрены узловые моменты упомянутого научного труда. С того момента прошло уже пять лет. И вот, недавно, в очередном номере "Вестник Санкт-Петербургского университета" вышла Ваша новая статья. В этой связи, у меня к Вам несколько вопросов. Во-первых, как она называется и о чём - собственно - идёт речь? Хотя бы, вкратце, так сказать, в общих чертах...


В.Бранский - (улыбаясь) Боюсь, что "кратко" тут вряд-ли получится: это ведь, очень непростой и сложный вопрос.


Г.С. - Понимаю: философия - сама по себе - штука весьма непростая, а тут ещё вдобавок некий синтез, на стыке нескольких наук: астрономии, философии, биологии...


В.Б. - И - психологии! Это очень важно.


Г.С. - Да, конечно! Но ведь, пропустить через себя и проштудировать такой объём научной литературы - это невероятный труд?! Я уже не говорю о времени?


В.Б. - (смеясь) Согласен: тут уж, без источников не обойтись. Как раз-таки, самое сложное заключалось  в этом: разбираться, вычленять и обобщать... Именно этим я и занимался последние пять лет.  А переложить составленное уже на бумагу... для этого хватило пару месяцев. И то, о чём Вы упоминаете, это лишь первая часть одной большой статьи.


Г.С. - Если я Вас правильно понял, то статья состоит из трёх частей, неразрывно связанных друг с другом? И опубликована всего лишь первая часть, другие - ждут своей очереди?


В.Б. - Совершенно верно.


Г.С. - Так о чём же, всё-таки, идёт речь?


В.Б. - Если коротко, то центральная идея достаточно понятна - предлагается новая космологическая модель Вселенной, которая соединяет космологию с философией. Это пограничная область: и не чистая физика, и не чистая философия. Как там, у Мопассана: "нельзя сделать яичницу без соли". То есть, риск, конечно, большой... таких вот обобщений. Тем не менее, надо быть смелым и идти на риск, потому что в этом есть хоть какой-то шанс попасть "в точку" и тогда это может стать на самом деле, великим открытием. (сделав небольшую паузу) А может - и не стать...


Г.С. - Как же называется статья?


В.Б. - "СИНЕРГЕТИКА И КОСМОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОСМОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ)"


Г.С. - Это общее название?


В.Б. - Да, но - в виду того, что за первой частью следуют вторая и третья, и они тоже должны как-то названы, то там несколько другое название, но оно является логическим следствием. Так что, название второй части - "ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И ПСИХИКИ".


Г.С. - Ого, как?!


В.Б. - Да, на основании новой космологической модели Вселенной, меняется представление о том, как произошла жизнь. И - как появился человек.


Г.С. - Таким образом, насколько я понимаю, обе части взаимосвязаны и вторая часть логически вытекает из первой?


В.Б. - Абсолютно верно: если первую часть (условно говоря) можно назвать "обоснованием", то вторую - "следствием". И вторая, самым непосредственным образом затрагивает человека и проблемы психологии. То есть, если в первой части речь идёт о Космологии, свойства самой Вселенной, то во второй - свойства человека, как продукта этой Вселенной.


Г.С. - Основная идея понятна.


В.Б. - Да. И ещё, тут как бы "война на два фронта": с одной стороны, нельзя считать, что человек случайно возник, скажем, в виду какого-то фантастически маловероятного сочетания молекул... есть такие теории (Рассел, Финкельштейн...), где говорится, что это чистый случай, необъяснимый никакими законами. А есть и религиозный подход, который говорит, что это результат "мистической необходимости". То есть, божественного вмешательства. Вмешательства сверхестественной силы, которая не подчиняется законам Природы и не подчиняется принципу рациональности, то есть, логическому мышлению. Но это, как раз, отход от научного мировоззрения.


Г.С. - Строго говоря, разрыв с ним. Так?


В.Б. - Да. Но - конечно - если считать, что это некая тайна, которая научными методами расшифрована быть не может... Ну, это общепринятый религиозный подход, а иначе, было бы непонятно - для чего тогда нужна эта самая религия.


Г.С. - Ясно. А теперь, не проясните ли несколько подробнее - что связывает обе части этой статьи? Какова центральная проблема?


В.Б. - Дело в том, что в первой части говорится... в частности, есть порядок и есть хаос. Между самими небесными телами. То есть, существуют разные формы, как хаоса, так и порядка. И - взаимоперехода из одного в другое. И поэтому, вроде бы, есть и какой-то элемент разумности, когда хаос превращается в порядок. А с другой стороны - какое-то дьявольское начало - когда наоборот, на смену порядка приходит хаос.


Г.С. - Догадываюсь, что нечто подобное мы можем наблюдать не только в космосе?


В.Б. - Ну конечно! Кроме природного проявления, имеют место быть и проявления социального характера. Социальный порядок и социальный хаос. То есть то, что называется культурой.  Культура, как природный аспект общества, это определённая система ценностей, в которой заключен некий порядок, который может превращаться в хаос, и - наоборот. Таким образом, получается, что взаимопереходы хаоса и порядка возможны не только в  неживой Природе, но и в обществе, состоящим из живых существ. Но! При этом, тут вот такая идея высказывается: в обществе, эти переходы (порядка в хаос и - наоборот),  приобретают форму борьбы между свободой и ответственностью. И тут мы подходим, так сказать, к ключевому вопросу: "Можно ли допустить любые свободные действия (любого члена общества), либо - наоборот - должны быть наложены жёсткие ограничения, за которые никто не имеет права выходить... Ну, это, собственно говоря, вся мировая история и была основана на исследовании этих взаимоотношений...


( Полный текст интервью опубликован здесь: http://www.proza.ru/2015/06/02/611 )
Tags: Интервью
Subscribe
promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments