Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

ИТАЛЬЯНСКИЕ МОТИВЫ (16)


СНАЧАЛА  ТУДА  ПОГУЛЯЕМ...








     Так как на осмотр Венеции у нас оставалось всего лишь два полноценных дня, то мы сошлись на том, что в первый день охватим внешнюю часть Большого Канала, а на второй день прогуляемся по внутреннему кольцу. И мы двинулись в сторону моста Конституции, туда, где расположена Римская площадь.







           То есть, наш условный маршрут предполагал охватить основные районы Венеции: из Санта-Кроче (1), двигаясь через Дорсодуоро (2) на юг, а затем, перейдя через мост Академии, попасть на площадь Сан-Марко и уже далее - в сторону нашей гостиницы, которая находится в районе Канареджо (3).
--------------------------------------------
1 -  Название района переводится как «Святой крест». Привлекательна только его восточная часть - хороший кусок Гранд канала и исторического центра.
2 - Дорсодуоро или "твердый хребет" - венецианский квартал, который был основан на одном из немногочисленных кусков устойчивой почвы.
    Квартал делится на две довольно разные части - восточную и западную. На востоке Дорсодуоро царит атмосфера беспечной состоятельности - здесь все довольно дорого, умиротворенно и тихо. Именно здесь находятся модный музей Пегги Гуггенхайм, музей Венеции 18 века в роскошном дворце Ка-Реццонико и прекрасная барочная церковь Мадонна-делла-Салюте.
    Западная часть Дорсодуоро - полная противоположность восточной. Здесь, напротив, царит атмосфера простоты. В этой часто можно запросто найти недорогую таверну, где вас накормят пастой с морепродуктами, здесь можно лицезреть старинную церковь Сан-Николо-деи-Мендиколи с репутацией храма бандитов и отведать крепкую настойку Веронезе.
    А между двумя противоположностями, в самом центре Дорсодуоро, расположен университетский квартал и Кампо Санта-Маргерита, где издавна собирались интеллегенты Венеции. Сегодня здесь также шумно далеко за полночь.
3 - Название района произошло от итальянского аналога слова «Главный канал» (или канава). Название района произошло от болота и росшего на нем тростника (по итальянски canne).












         Судя по внезапной оживленности, чрезмерной болтливости (так ей несвойственной) и постоянным "ахам" и "охам", я пришел к заключению, что вчерашний "концерт" был напрочь и окончательно забыт как некое недоразумение. Что она уже полностью адаптировалась и что - Венеция - это единственное уникальное место на всей нашей планете. Вот только, несколько смущали тесные улочки, стесняя русскую душу, привыкшую к необъятным просторам и бескрайним полям.
         - Странно... - поделилась она вслух, вспомнив вдруг про одного из любимых поэтов -  И за что Бродский полюбил так Венецию? Как можно жить и писать в таких узких щелях и лабиринтах?
         - Возможно, из-за некоторого сходства с Петербургом. - сделал я робкое предположение. - В смысле, мосты, каналы... Кстати, ты знаешь о том, что он похоронен здесь, на острове Микелин? Если хочешь, можем посетить...
         -  Знаю. - перебила супруга. - Нет, не хочу: пусть он останется для меня живым.







   - Давай, хоть раз, снимемся вместе? - обратился я к жене, едва мы с ней очутились на очередном из живописных мостиков.
   - О, нет! - наотрез отказалась Лена.
   - Ну, в таком случае, сфоткай хоть меня! - обиделся я.








         Пройдя меж узких улочек и канальчиков ещё немного на юг, мы оказались в музее народных инстументов, где под сводами огромного храма текла тихая музыка Вивальди. Вам говорят о чем-нибудь такие фамилии, как Амати, Страдивари и Гварнери?
        Экспозиции музея музыкальных инструментов отдана старинная церковь Сан-Маурицио в историческом центре города, неподалеку от моста Академии. Сам музей был открыт сравнительно недавно, в 2001 году. Но в коллекцию сего заведения включено множество раритетных музыкальных инструментов, многие из которых относятся к XV и XVI столетиям.








         После чего, вскоре пред нами предстала во всём великолепии уникальная церковь Святого Моисея  (итал. Basilica di San Moise), построенная в VIII веке для некоего Моизе Вениера, который пожелал посвятить её своему небесному покровителю Св. Моисею. Мы вошли вовнутрь и молча посидели на лавочке, с интересом разглядывая отдельные детали интерьера этого храма.

        Алтарная картина изображает Моисея, получающего десять заповедей, высеченных из камня работы Генриха Мейринга. В нефе церкви находится могила шотландского финансиста Джона Лоу, а также множество картин XVII и XVIII вв. В пресбитерии находятся деревянные резные сиденья хоров, датируемые XVI в. В капелле слева — картины «Тайная вечеря», приписываемая Пальме Младшему, и «Омовение ног» Якопо Тинторетто.









            Наконец, перед нами возникло скромное здание Музея Академии или - как его ещё называют - Галерея Академии - художественный музей, в котором хранится самая большая коллекция венецианской живописи XIV—XVIII веков.
            Здесь можно увидеть работы таких прославленных мастеров как Паоло Венециано, Лоренцо Венециано, Якобелло дель Фьоре, Джованни Беллини, Витторе Карпаччо, Чима да Конельяно, Джорджоне, Лоренцо Лотто, Веронезе, Тициан, Тинторетто, Джованни Батиста Тьеполо, Розальба Каррьера, Пьетро Лонги, Джованни Баттиста Пьяцетта, Каналетто, Бернардо Беллотто, Франческо Гварди и других.









        - О! Выставка Босха! - воскликнула Лена, обратив моё внимание на афишу. - Может, зайдём?
        - Конечно! -  загорелся и я. - Пойдём узнаем, сколько стоит билет.
        Вскоре выяснится, что посещение музея нам обойдется сравнительно недорого - всего по 12 евро с человека. Но... с Босхом у нас вышел полный облом: оказывается, экспонировалась всего одна-единственная его работа - триптих "Святые отшельники". После долгих и мучительных раздумий, мы откажемся от посещения музея. О чём я очень скоро пожалею. Поскольку, только по-приезду в Питер и зайдя в интернет, я узнАю об этой работе немало интересного. В частности:









    Триптих находится в сильно повреждённом состоянии (судя по всему, можно сказать - "находился".  /прим. моё - Г.С./).
    Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворённые ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет «тихие» добродетели, связанные с самоуглублённой созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих своё целомудрие. Его герои — отшельники, предающиеся благочестивым размышлениям на фоне пейзажей. Триптих «Святые отшельники», который Босх написал в середине своего творческого пути, изображены три вариации этой темы. Жития всех троих отражают аскетический идеал и умерщвление плоти, которые были воспеты в трактате «Подражание Христу», постоянную молитву и благочестивые размышления.
    Предположительно на создание триптиха Босха вдохновила «Книга высшей правды» нидерландского мистика Яна ван Рёйсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде.
    В центральной части св. Иероним устремляет пристальный взгляд на распятие, находя в нём прибежище и спасение от сил зла, которые воплощены в руинах языческого капища, разбросанных вокруг, и в двух сцепившихся в смертельной схватке монстрах на переднем плане.
    На левой створке св. Антоний противостоит любовному натиску дьяволицы, пытающейся соблазнить его. Св. Антоний — один из наиболее близких Босху святых, проведший в египетской пустыне большую часть жизни.
    На правой створке изображён св. Эгидий, уютно устроившись в пещере, которая служит ему часовней, молится пред алтарём. Торчащая из его груди стрела — традиционный атрибут изображения этого святого, который спас любимую олениху, заслонив её от стрел охотников собственной грудью.














        Сам по себе, мост Академии, можно сказать, вполне даже ничего, если не сказать более... я бы рискнул вымолвить слово "невзрачный". Нет, ну в самом деле: он, конечно-же, изящен, крепок и хорош, но... не более того. А вот виды с него, открывающиеся взору туриста на Гранд-Канал и прилегающие к нему дворцы и постройки, просто, восхитительны и откровенно завораживают.








           Я уже догадывался, что площаль Сан-Марко  большая (особенно, на фоне узких улочек и каналов Венеции), но, что она способна настолько поразить воображение - этого я не предвидел. Есть такие вещи в мире, которые бесполезно описывать: их надо просто, видеть своими глазами. И - прочувствовать. Причем, у каждого эти чувства вызывают разные ассоциации.
          Моему взору, к примеру, сразу же предстали живые картинки из Раннего Средневековья, с караванами восточных купцов, христианских рыцарей и плигримов. Во всяком случае, в моем представлении, Венеция - это некий симбиоз Востока и Запада, ибо только здесь можно явно проследить эту связь на примере отдельных элементов декора живописи и особенно архитектуры.








   А с собором Сан-Марко, связана интересная легенда.
   Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.







         Тут я вторично попросил жену, сняться вместе на память.
          - No-no-no! -  категорично отрезала Лена, перескочив почему-то на непонятный мне язык и тут же: - Ой, папочка, простите!
         Естественно, я расстроился и вынужден был направить камеру на собор.









         Затем, пройдя немного на север, мы дошли почти до Гранд-Канала, но тут я сознательно повернул направо, дабы соблюсти наш условный маршрут, продолжая свой путь параллельно главной водной артерии города. И неожиданно вышли на Кампо-Сан-Бартоломео (совсем неподалеку от моста Риальто). Под словом "кампо" подразумевается некое пространство между домами, что-то вроде небольшой площади.
          В самом центре которой установлен памятник венецианскому драматургу Карло Гольдони.


           Главное литературное значение творчества Гольдони в прорисовке характеров; здесь он шёл по следам Мольера. Его реформа итальянской драматургии заключалась в замене шаблонных четырёх масок реальными характерами, взятыми прямо из жизни, грубой, в основном импровизированной арлекинады - тонкой и серьёзной игрой актёров. Строгие пуристы приписывали Гольдони излишнюю бесцеремонность в изображении характеров и особенно в языке; его современник и враг Гоцци прямо обвинял его в том, что «он представлял на сцене только ту правду, которую находил у себя перед глазами, и копировал её осязательно и грубо, вместо того чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностью и утончённостью».
         По словам итальянского критика, «театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия», и первое место на этой ярмарке занимает низший класс.

(Продолжение следует...)
Tags: Репортаж
Subscribe
promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments