Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Кийма-кабоб




КИЙМА-КАБОБ
(отрывок из книги "Кабобы")

- Конь, конь. Я конь жалел. Бай собак лицо камча бил...
- Твой отец бай?
- Какая бай? Каюм жениться хотел... деньга не был калым платить! Халат не был у меня, халат не был...
(из к/ф "Свой среди чужих, чужой среди своих")

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО...

   Кем-то давным-давно удачно подмечено, что жизнь наша подобна реке, в которой стремительно и быстротечно несутся воды (годы), а сами мы, уподобившись утлым суденышкам, барахтаемся и изо всех сил стараемся противостоять стихии (судьбе): кто-то - изо всех сил гребет, чтобы пристать к берегу, надеясь обрести там свое спасение; кто-то - со злостью вступая в единоборство с судьбой, назло всем, упорно сопротивляется, пытаясь плыть против течения; ну, а кто-то, осознав бессмысленность и всю тщетность усилий, покорно смиряется, отдав себя течению этой самой реки.

         Меня, наверное, можно причислить к третьей категории. И пришел я к этому осознанию, когда мне перевалило за сорок. До этой цифры я был полон сил и планов: мне казалось, что ещё переверну кучу гор.
   Удивительно, но чем старше становится человек, тем более требователен он к себе и менее - в чём нуждается. Видимо, осознание данного факта не случайно приходится на достаточно зрелый возраст. Раньше - никак не положено. Как тут, в этой связи, не вспомнить А.Данте и его "Божественную комедию":

   "Земную жизнь, пройдя наполовину,
   Я очутился в сумрачном лесу".

   И в самом деле: перешагнув некий жизненный рубеж, человек неизбежно начинает задумываться над смыслом жизни. Над тем, - с каким он "багажом" завтра предстанет перед Ним. Ведь, по большому счету, конец у всех один. И, только вплотную столкнувшись с данной аксиомой, каждый из нас рано или поздно ставит перед собой эти извечные вопросы, мучившие не одно поколение людей: "А так уж, ли я правильно прожил свою жизнь? Что ещё я в состоянии изменить, для того, чтобы попытаться спасти свою душу?"
   И этот шанс, который Всевышний предоставляет каждому из нас, говорит о Его безграничной любви, милосердии и терпимости.
   "Стучите - говорит нам Христос - и двери откроются".
   Но, пока мы уверены в себе и своих силах, и, как правило, не задумываемся над такими "мелочами": ведь, мы молоды, красивы и сильны, а потому надо ковать своё счастье здесь, сейчас, чтобы потом...
   А что "потом"? Потом мы неизбежно приходим к тому, с чего я начал. И сужу я исключительно по себе.
   Было время, когда судьба была мне настолько благосклонна, что я буквально сорил деньгами, поскольку (как мне тогда казалось) они сами шли мне в руку. И я также легко и свободно расставался с ними.
   Затем, на некоторое время фортуна, повернувшись спиной, показала мне свой неприглядный зад, и я автоматически вынужден был считать чуть ли не каждую копейку. К тому времени у меня была уже семья, а это, как известно, накладывает на человека определенные обязательства.
   Прошло ещё немного времени, и я вновь приобрел прежнее положение. И таких периодов спада и подъема в моей жизни было немало. Но вот что характерно: и в самый худший из периодов, и в пору наивысшего достатка, я всегда мысленно старался урезонивать себя, памятуя свой главный принцип: "Надейся на лучшее, но будь всегда готов к худшему". И это помогало мне морально выстоять, равно как и перед всякого рода соблазнами и искушением, так и перед возможной угрозой подкрадывающейся нищеты. По всей вероятности, это меня и спасло, ибо я сделал самый главный вывод, заключающийся в том, чтобы определить для себя - что является главным смыслом твоего существования. Ведь, можно не имея за душой ни копейки, прожить легко и быть воистину свободным, а можно, как Крез, "чахнуть над златом" и оставаться при этом рабом собственного богатства, ежесекундно находясь в напряжении и испытывая постоянный страх.
   Этим во многом объясняется - почему простым людям, не обременённых, материальными благами этого мира, жилось во все времена легко и свободно: они были свободны от оков богатства.

   16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
   17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих.
   18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
   19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
   20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
   21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
   (Евангелие от Луки, гл.12, ст.16 - 21)

   Принимать от Бога всё, что Он нам преподносит (горести и радости, счастье и невзгоды) с должностью и благодарением - как некий "урок", даваемый свыше - это поистине высочайший дар, ибо разве мы можем хоть на секунду остановить бег времени и повернуть его вспять?
   Мне кажется, что человек рожден на этот свет только для того, чтобы неустанно благодарить Господа: каждый день, каждую минуту, каждую секунду, каждый миг.
   Разве не является величайшим чудом из чудес тот факт, что мы живем, дышим, мыслим и ощущаем себя автономной единицей этого ладно устроенного мироздания? Ведь, для чего-то дано нам это само ощущение обособленности, в виде отдельной овеществленной души. Не для того ли, чтобы, осознать, что источник, откуда произошло всё многообразие форм, явлений и качеств, один, и в конце концов попытаться вновь вернуться к нему? Мне искренне хочется верить, что всё обстоит именно так.
   Не случайно, в США празднуется "День благодарения". К сожалению, в России приблизительного аналога пока не существует. А ведь, как было бы здорово! Вы только представьте себе: пускай, на один лишь только день все существующие конфессии объединившись, поблагодарили бы Всевышнего. А там, глядишь, и до всеобщей братской любви недалеко...
   Прости меня, дорогой читатель, ибо я чего то, сегодня размечтался. Что поделаешь: видать, моё жизненное светило уже давно перешагнуло свой зенит и устало клонится к закату. Ну, как тут не вспомнить по аналогии старый анекдот?


ххх

    С одной стороны лежит бескрайнее ледяное море, с другой - бесконечная холодная тундра. У костра сидит чукча и, попыхивая трубкой, думу думает промеж собою:
   - Э-эх, чукча, чукча - вздыхает он наконец, пустив густое облако дыма изо рта, - старый стал. Совсем плохой стал. Совсем гавно стал.
   И, глубоко затянувшись, вновь погружается в свои думы, поглядывая на играющие языки пламени.
   Вдруг, вспомнив что-то очень яркое, но далекое-далекое, он резко вскидывает свою голову:
   - А, вот раньше, когда молодой был...
   Застывает в такой позе на несколько секунд, перебирая в памяти события минувшей молодости и, наконец, устало махнув рукой:
   - Да что там "раньше"... И раньше, гавно был!
ххх



Фото автора: Ряды лепешечников на бухарском рынке.


КИЙМА-КАБОБ

   Я ведь, не случайно коснулся здесь темы бренности бытия и смысла жизни, превознося бедность и противопоставляя её богатству. Хотя, против богатства, как такового, я также, ничего не имею против. Однак, рассматриваемое на этой страничке блюдо, все же, более соотносится с бедностью и относительной нищетой. В том плане, что все составляющие ингредиенты данного рецепта идеально подходят для людей, имеющих пролетарское происхождение и гордящихся этим фактом. Ибо, за отсутствием ежедневно принимать в пищу мясо, бедные люди устраивали для себя небольшой праздник, приобретя совсем немного фарша и смешав его с тем, что имели в своем доме. А уж, лук, чеснок, вода да черствая лепешка никогда не переводились в доме бедняка.
   Кстати, слово "кийма" как раз таки и переводится с таджикского, как "фарш". Таким образом, данное блюдо можно перевести как "фарш-кебаб". Не менее распространено и другое название этого самого блюда, именуемое, как "нон-кабоб" ("хлебное жаркое"), поскольку главной составляющей этого блюда является лепешка.
   И - тем не менее - данный рецепт безусловно заслуживает отдельного внимания, потому как является чрезвычайно вкусным, калорийным и питательным. Вдобавок ко всему, несомненным "плюсом" служит простота в его приготовлении.
Итак, что же нам понадобится?

   Масло растительное — 200 мл
   Фарш (любой) — 600 г
   Лук репчатый — 400 г
   Помидоры — 500 г (5 - 6 шт);
   Лепешка (или хлеб) — 500 г
   Специи (соль, перец черный молотый, перец стручковый жгучий, зира)
   Чеснок — 50 г (1 гол.);
   Вода — 1,5 л;
   Кинза — 1 пучок (30 г)

   В тяжелых условиях затянувшегося экономического кризиса, это блюдо само собой напрашивается, чтобы о нем вспомнили. Тем более, что конца, обрушившемуся на наши головы бедствию, похоже, не видно. Как известно, нет ничего более постоянного, чем "временные" трудности. А потому, я предлагаю взять "на вооружение" хорошо забытые рецепты наших бабушек и прабабушек.
   Единственная сложность для россиян заключается в приобретении настоящих восточных лепешек. Однако, полагаю, что и обыкновенный лаваш, распространенный почти в каждом городе России, вполне сгодится для того, чтобы заменить собою среднеазиатскую "тёзку".
   Для начала нам следует почистить лук, промыть его, разрезать на две части и нашинковать полукольцами.
   Устанавливаем казан на плиту, разогреваем его слегка и вливаем в него обычное растительное масло. Как только оно хорошенько прогреется, закидываем лук и перемешиваем разок шумовкой.
   Через короткое время, не давая луку зарумяниться, забрасываем подготовленный мясной фарш и вновь перемешиваем. Необходимо, при этом, проследить, чтобы не было комочков. Для этого следует, периодически помешивая, разбивать образующиеся комочки фарша шумовкой.
   Можете сразу же посолить и поперчить содержимое казана по вкусу.
   Через 5 - 7 минут опускаем произвольно порубленные томаты и снова всё перемешиваем. По истечении приблизительно такого же времени, заливаем содержимое одним литром кипяченой воды и, дав закипеть, убавляем пламя почти до ниже среднего.
   Вместо помидоров, можно использовать пару ложек 30%-ной томатной пасты. В этом случае, необходимо пасту предварительно спассировать отдельно, в небольшом количестве растительного масла, и уже затем соединить с общей массой. О том, как пассировать томатную пасту, мне уже доводилось писать ранее.
   Как только мы залили воду, следует дождаться, когда бульон закипит, после чего, аккуратно рвем руками лепешку (лаваш) на большие куски и опускаем их сверху, покрывая весь периметр казана. При этом, осторожно следует "притопить" эти куски шумовкой, но не перемешивать. Остается только закинуть поверх всего порубленную зелень, накрыть казан плотно крышкой и потерпеть ещё с пяток минут.
   Очень скоро лепешки, вобрав в себя бульон, станут разбухать, пропитываясь влагой и вкусом используемых ингредиентов. Этот вкус и считается тем смаком, которым довольствуются желудки бедных детишек из малообеспеченных семей.
   "Ничего, - думает каждый из них, вдыхая аромат "нон-кабоба" и мечтательно представляя себя в шикарном лимузине, в окружении кортежа мотоциклистов. - Когда-нибудь и я добьюсь всего, чего только пожелаю".
   И знаете, я им всем искренне желаю успехов. Главное, чтобы они потом, обустроившись в этой жизни и обеспеченные всем тем, о чём они мечтали в далёком детстве, не забыли бы, с нежностью обернувшись в свое прошлое, с теплотой и благодарностью вспомнить свой родной кров, родную мать-старушку, отца, залатанный старый дастархан и давным-давно позабытое блюдо, которого они, кажись, уже не ели лет двести, но которое вывело их в люди. Блюдо, с таким простым и неброским названием, как "Кийма-кабоб"
Tags: Мои книги
Subscribe
promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments