Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

БУХАРСКИЙ ДОМ (Продолжение...)

Оригинал взят у golibus в Бухарские миражи (7)
БУХАРСКИЙ  ДОМ  (Продолжение...)







                      Все традиционные дома в Бухаре являются домами каркасного типа. То есть, вначале сооружается "скелет" будущего дома из деревянных балок, имеющих, в свою очередь, различные размеры и назначения, а затем "пустоты" заполняются специальными глиняными кирпичами, которые готовятся тут же и сушатся на солнце. На заключительной стадии, построенный таким образом дом, обмазывается раствором, состоящим из обыкновенной глины и соломы.
 


             Перейдем к элементам дома. Как известно, дерево всегда являлось исключительно дефицитным и дорогим материалом среди населения, окруженного на тысячи километров вокруг пустынями Кара-кум и Кызыл-кум. Единственное дерево-кустарник саксаул никак нельзя назвать строительным материалом. Не могу сказать, как наши предки обходились раньше, но с 1867 года, когда Бухарское ханство оказалось в вассальной зависимости от России, проблема "леса" была снята с повестки дня строителей.
            В основание дома, как правило, закладывается самый большой и толстый брус из твердых пород дерева, который называется синж. Затем следуют вертикальные стойки, именуемые калама. На рисунке, выполненным мною лично, который, кстати, смотрится не хуже остаповского "сеятеля", наглядно выделены все основные строительные элементы типичного бухарского дома. К сожалению, сейчас уже некоторые жители стали отходить от традиционной постройки, предпочитая современные методы строительства жилья. Конечно, винить их нельзя, но как я уже писал ("33 урока. Кулинария от Галиба"), мы теряем нечто большее, прощаясь с бабушкиной колодой и дедушкиной кочергой...








           Забаррав является не менее важным элементом дома, чем синдж, поскольку именно в тот момент, как только этот брус "усаживается" на предназначенное ему место, хозяевами дома режется баран, которого подвешивают веревками именно за этот элемент дома для того, чтобы кровь стекала к углу основания фундамента дома. Это дань традиции, которой сегодня придерживаются не все. Забаррав - это один из самых главных элементов дома, поскольку является основанием для кровли, а такие понятия как "кров", "дом" являются священными для любого бухарца.
           Как только несчастная овца приняла на себя уготовленную ей долю, тщательно перевариваясь в желудках многочисленных соседей по кварталу, явившихся по зову сердца на хашар, строители, выпив по пиалушке горячего зеленого чаю и немного отдохнув, вновь приступают к продолжению строительства. Обычно бригада строителей состоит из 3 - 4 человек. Один из них усто (мастер), имеющий шогирда (подмастерье). Остальные - ёрдамчи (помощники) - "лой те, гишт те!" ("глину подай, кирпич подай!"). Лойкаш замешивает раствор глины и соломы. Каа (солома) покупается на специальном базаре. Её потребуется очень много. С песком немного проще: договариваются с любым водителем самосвала и он привозит столько земли, сколько необходимо хозяину строительства, высыпая её прямо возле дома, часто загораживая проезжую часть для остального транспорта. Ещё ранее, до авто, землю привозили на ароба (арбе). Остается вода. Сейчас в каждом доме имеется водопровод, а раньше существовала такая профессия, как обкаш /машкоб/ (водонос). В специальных бурдюках, сшитых из овечьей кожи, они доставляли на своем горбу воду из близлежащих хаузов (бассейнов), имевшихся почти в любом квартале города.
          Раствор замешивается прямо на узкой улице, являя собою "воронку" диаметром 2 - 3 метра и состоящую из земли, воды и соломы, края "кратера" которой несколько возвышаются, дабы не вытек сам раствор. В середине располагается непосредственно сам лойкаш, который, засучив штаны до колен, усердно обминает босыми ногами строительный раствор. Этим раствором впоследствии будут обмазываться стены дома, являясь своего рода штукатуркой.









         Однако, прежде все "пустоты" каркасного сооружения заполняются кирпичами, выполненными из глины и высушенными на солнце. Процесс этот в обиходе строителей называется "кулокчини".
         А теперь войдем вовнутрь дома и взглянем наверх, на потолок. Ну как, интересно? Ещё бы: это вам не хухры-мухры, а болор и васса. Болор - это продольные брусы, перекинутые вдоль всей ширины комнаты, своими концами опирающиеся на забаррав. Они, в свою очередь, служат основанием для васса - узких и полусферических дощечек, которые, ложась вплотную к друг дружке, перекидываются перпендикулярно болору, а уже на них стелется кровельный материал, который затем также обмазывается раствором, состоящим из глины и соломы.
         Но вернемся к болору. Именно он является той единицей, которая служит для обозначения размеров будущей комнаты. Дело в том, что размеры комнаты определяются, как правило, по количеству этих балок-брусьев. Бухарцы так и обращаются к мастеру со своими пожеланиями, подчеркивая - из скольких балок должна состоять та или иная комната: "хафт-болори хона" ("комната, состоящая из семи балок") или "нў-болори хона" ("комната, состоящая из девяти балок"). Реже строят 11 или 13 балочные комнаты. И уж совсем редко - более. Как вы уже вероятно обратили внимание, количество балок всегда должно быть нечетным. К сожалению, я не могу объяснить, чем это вызвано. Знаю только, что этого принципа придерживаются все без исключения.










            Ош-хона (кухня) обычно располагается в дальнем углу дома, дабы копоть и чад, исходящие во время готовки пищи, как можно меньше касались стен главных строений дома. Ведь раньше пища готовилась исключительно на дровах. Вот почему в центре ош-хоны, в потолке можно обнаружить небольшое отверстие, через которое выходит дым. Вместо современной газовой или электроплиты, наши прабабушки пользовались обыкновенным наскоро слепленным из глины очагом, на который можно было установить полусферический казан. Он плотно садился на предназначенное ему место и терпеливо и мужественно сносил все, что в него нальют.
        Роль же холодильника выполняли хумы - специальные глиняные кувшины, утопленные наполовину в землю и обмазанные сверху раствором, вплоть до самого горлышка, которое прикрывалось специальной крышкой соответствующего диаметра. Хумы имели различную емкость и служили для различных целей. В основном, они служили резервуарами для хранения воды. Однако, я хорошо помню, что у бабушки были и хумы для масла, а также специальные хумы для хранения мяса. Ош-хона - это святая святых, ибо она являлась зеркалом чистоты всего дома. Там всегда было идеально чисто, несмотря на отсутствие водопровода, газа и электричества. Сейчас без этих достижений научного прогресса и представить себе невозможно сколь-нибудь сносное человеческое существование. И тем не менее, факт остается фактом. Воду приносили обкаши, хворост - ;езумкаши, а единственным источником света в ош-хоне являлась керосиновая лампа да пламя самого очага. И чистота кругом стояла идеальная.
        Рискну даже произнести крамольную мысль, что закралась мне в этой связи в голову: мне кажется, что каждое новое достижение научно-технического прогресса (пылесос, стиральная машина и т.д.), привнося в наш дом облегчение, одновременно также способствует притуплению приобретенных, в свое время, полезных навыков и ведет к ленности всего организма, расхолаживая и приводя в отдельных случаях к полной и окончательной деградации личности. В итоге, человеку лень не только пошевелить рукой, но даже собственными мозгами.








          Ну а теперь, пойдем дальше.
        Попытаемся войти в главную комнату и ... раскрыв рот, застыть от изумления. Да-а, а глядя на дом снаружи, даже трудно себе вообразить, что за этим глинобитным строением может кто-либо проживать. Самое почетное место - пешки хона - противоположное входу. Оно украшается специальными полочками ("токча"), служащими для всякого рода многочисленной домашней утвари и посуды. Аналог современного серванта, если хотите. Сочетание простоты и практичности дополняется всякого рода растительным или геометрическим орнаментом, способствуя воспитанию художественного вкуса и созданию уюта в чисто национальном стиле. И пусть вас не удивляет обилие чайников и пиал на полочках. Часть из них со временем перейдет к сыну или дочери, когда последние обзаведутся своей собственной семьей. Родители заблаговременно заботятся о том, чтобы их дети, женившись или выйдя замуж не почувствовали резкой перемены, начиная строить новую жизнь. Справа возвышается сооружение, именуемое "жой" ("место"). Оно сложено из многочисленных кўрпа-кўрпача (стеганых ватных одеял) и накрытое сверху сюзане. В основании, как правило, находится старинный деревянный сундук, обитый жестью, раскрашенной в различные цвета. Внутри сундука находятся различные отрезы материалов, предназначающиеся для будущих многочисленных подарков, а также приданое будущей невесты или наряды новоиспеченного домота (жениха). Это сооружение является обязательным атрибутом любого бухарского дома. Оно с раннего детства знакомо каждому ребенку и, быстро привыкнув к нему, порой уже и не замечаешь его. Эти одеяла также потом будут благополучно устилать собою комнаты новобрачных, напоминая своим рисунком о доме и навевая своим запахом давным-давно ушедшее детство.








        Ну, а коли есть на чем спать и из чего есть и пить, то все остальное молодожены должны будут постараться добыть сами. Благо за примером далеко ходить не надо: их родители - наглядное пособие.
          Не буду лукавить, а признаюсь сразу честно: домов, подобных этому, в Бухаре не более двух сотен и каждый из них взят на учет. Как правило, каждому такому дому уже давно перевалило за сто лет. И далеко не каждый рядовой горожанин мог позволить себе подобную роскошь, нанимая для этого специальных мастеров по ганчу, по художественной обработке и платя им немалые деньги. И, тем не менее, такой дом можно по праву считать эталоном бухарского жилища, поскольку к постройке именно такого дома стремился всегда любой местный житель.
         Возмите, хотя бы для примера, любую нишу, любовно расписанную старым мастером. Полубуйтесь затейливым орнаментом с фантастическими элементами и вы незаметно для себя окунетесь в волшебный мир сказок из "Тысячу и одной ночи", где у каждого зрителя всплывают свои собственные и неповторимые ассоциации в этом удивительном путешествии во времени.
          Глядя на многочисленные ниши, отличающиеся друг от друга неповторимым орнаментом, на филигранную, почти ювелирную технику исполнения отдельных элементов декора, на сложные расчеты, связанные с устройством сталактидов, наконец, на само сочетание красок, используемых в каждой из перечисленных работ, поражаешься тому - какое огромное значение придавали наши предки внутреннему облику и украшению помещения с тем, чтобы оно способствывало гармоничному развитию личности, прививая эстетический вкус к окружающему и заставляя внутренне совершенствоваться.








             Давайте кинем взгляд хотя бы на один из углов этой комнаты, находящийся под самым потолком. Здесь нашему взору предстает прежде всего гирлянда сталактидов, оригинальная по исполнению и органично вписавшаяся в свое место, соединяя и сглаживая незаметно потолок и стены комнаты. Справа - панжара (окно-решетка) - выполняющая роль естественного кондиционера, искусно оформленное и имеющее само по себе исключительную художественную выразительность и цельность.
         Слева - зашифрованная надпись на фарси, с датой по летоисчислению хиджры. Такие надписи - довольно частый атрибут дома, по которому можно восстановить немало интересной информации, к примеру: имя автора, год основания и т.д. Чаще всего, под искуссно обыгрываемой сточкой стихов, кроется шифровка, которую можно отгадать с помощью применения, так называемого, метода абджада. Дело в том, что каждая буква арабского языка имеет свой цифровой аналог, а потому подставляя в нужные места вместо букв цифры, можно извлечь порою интересную информацию. Однако, такое по силам не всякому специалисту.
         Мы с братом попытались прочитать надпись и вот что у нас получилось:
Макоми дилкушойи ру;
Афро фи санати се. 1356
        "Не такой уж и древний дом" - возможно, скажут некоторые из вас, быстро "переконвертировав" мусульманское летоисчисление в солнечное и определив дату тридцатыми годами 20-го столетия. Но это, скорее всего, дата реставрации дома, поскольку точно известно, что дом этот был приобретен не прадедом, а его родителями (а возможно - ещё более ранними предками). Да и относительно самого перевода текста, нельзя сказать утвердительно и однозначно: мы, все-же, относим себя более к дилетантам, чем к специалистам.
         Удивительным и своеобразным по конструкции элементом дома всегда служили окна. Они "сажались" очень низко, обязательно имея снаружи двустворчатые резные двери, которые закрывались в знойную жару или в лютую зиму. В этом случае, солнечный свет проникал в комнату сквозь декоративную решетку панжары, располагавшуюся строго над каждым окном. Солнечные лучи, преломляясь в причудливом орнаменте решетки, несколько гасили свою тепловую энергию, пропуская мягкий и рассеянный свет вовнутрь комнаты. Таким образом, создавалась очень уютная и комфортная обстановка бухарского жилища.








              Зимой дома отапливались специальными печами - сандали (ударение на последнем слоге), располагавшими в самом центре комнаты. Делалось небольшое углубление с приблизительными размерами 30 х 50 см., куда засыпались хорошо прогоревшие угли; сверху все это прикрывалось специальной пластиной с многочисленными отверстиями, сквозь которые жар от углей поднимался наверх. Затем сооружение накрывалось домашним низеньким столом, именуемым как хон-тахта, а поверх стола накидывалась широкая кўрпача (стеганое ватное одеяло). Домочадцы, рассевшись вокруг стола, протягивали свои ноги к центру очага, а сверху накрывались по самые плечи одеялом, продолжая вести беседу или предаваясь чтению классиков таджико-персидской поэзии: Хофиза, Джами, Аттора и т.д.








           Ещё одним из интересных элементов бухарского жилища служили двери. Входные двери олицетворяли собою лицо дома, а потому к их выбору и установке придавалось немаловажное значение. Понятное дело, все они были расписаны тончайшим декоративным узором и, в зависимости от породы дерева и мастерства самого резчика ценились по-разному. Особо следует отметить такую деталь двери, как халка - это своеобразные ручки двери, которые крепились специальными скобами и являющие собою бронзовые (или стальные) кольца. Кольца эти, помимо своей основной роли, выполняли также декоративную функцию, но самое главное - они являлись предшественниками современных звонков. Резко дергая за эти кольца, можно извлечь из них характерный звук: именно таким образом жители города стучались к своим соседям и знакомым. Причем у каждой пары колец звук отличался по тональности. Порой по ритмичности или по характерному "рисунку" стука, несложно было догадаться - кто именно стоит у порога дома.        
                  Более того, даже многие из современных бухарцев не знают, что существовали два типа "звонков": один из них - это уже знакомый нам халка, предназначавшийся, как правило, для женщин, а второй тип представлял из себя бронзовую (стальную) продолговатую "Г"-образную колодочку (галака), висящую значительно выше и служивший для тех же целей, но уже для мужского контингента населения. Взяв за выступ, висящий у основания, вначале оттягивают колодку на себя, а затем снова возвращают в противоположную сторону, совершая, таким образом, частые и поступательные движения, постукивая по самой двери. Звук выходил достаточно громкий. И всё, благодаря металлической "блямбе" (этакой "наковальне"), прикрепленной к самой двери непосредственно напротив выступа колодки. Именно, в силу своего низкого тембра и более мощного стука этот тип звонков считался "мужским".








         Такое устройство позволяло хозяину дома ещё более сузить перечень догадок, относительно того, кто стучится в двери его дома. А это, в свою очередь, позволяло скорее определиться с формой одежды и т.д. и т.п.
       Мой рассказ о бухарском доме невозможно считать исчерпывающим, пока я не расскажу о ещё одной достопримечательности, имеющейся в любом мало-мальски уважающим себя доме, а именно: о сортире, иными словами говоря, о "горшке".
       Это важное помещение, обычно, располагается в одном из углов раърава, что, собственно, вполне понятно и не требует особых пояснений. Туалет, простите меня за прямоту, представляет из себя огромную и достаточно глубокую выгребную яму (от 4 до 6 м), диаметр которой составляет полтора - два метра. Сверху настилаются обычные, но достаточно прочные и толстые доски, с известным красивым вырезом в самой его середине. С наружной части дома имеется отверстие для шланга ассенизатора, которое ведет прямо в ... ну, вобщем... вы меня поняли. В старину, вместо машины использовали аробу. Была даже такая профессия гўкаш (говновоз). В выгребную яму на длинной веревке опускалось ведро и, поднятое наверх содержимое ведра, вываливалось на аробу для того, чтобы поскорее вывезти эти "ароматы" подальше от города. Вот, пожалуй, и всё.
    - Как - "всё"? - удивленно вскинет вверх свои брови читатель, - а как насчет туалетной бумаги?
    Сейчас, конечно-же, во многих домах бухарцев это достижение европейцев аккуратно висит где-нибудь сбоку, весело прокручиваясь в своем барабане, но даже и сегодня это новшество предназначено в основном лишь для приезжих гостей и туристов. Бухарцы издревле пользовались намного более простым и верным (если рассматривать с гигиенической точки зрения) способом, а именно: водой. Специальный кумган (то есть, кувшин без ручки, с узким и длинным горлышком) был всегда предусмотрительно наполнен теплой (не холодной, и не горячей!) водой для того, чтобы по окончанию процедуры туалета, можно было тщательно подмыться. Ведь, откровенно говоря, сколько ты не елозь (пусть даже самой совершенной французской бумагой) по своей - простите - заднице, чище она не станет. Другое дело - вода. Здесь, конечно, можно и посмеяться над "чистюлями", но я бы сказал словами моего друга - татарина: "Мана синга ризультат!" ("Вот тебе и результат!)
Subscribe
promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment