Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Павловские этюды (2)

Оригинал взят у golibus в Павловские этюды (2)

Прежде, чем продолжить нашу экскурсию, предлагаю вашему вниманию наскоро слепленный видеоролик.









047




Плавно обогнув дворец, мы наконец очутились недалеко от Тройной липовой аллеи, ведущей непосредственно к главному парадному фасаду. Но прежде чем приблизиться к нему, меня привлекла одна статуя.
Статуя "Правосудие".
Большие круги - это два партера, оформленных цветниками. Они создавались в 1792 - 1799 годы по проекту В. Бренны, и расположены рядом с северным флигелем Павловского дворца.




097




Еще одной достопримечательностью района Большая звезда в Павловском парке является утраченный ныне Музыкальный вокзал.
Слово вокзал (воксал) происходит от английского «Воксолл» (Vauxhall), увеселительного места близ Лондона. Такие «воксоллы» стали появляться повсюду; в России они получили название «воксал».
23 мая 1838 года было открыто концертное здание с рестораном, построенное по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера.
Десять сезонов подряд с 1856 года здесь играл на скрипке и дирижировал король венских вальсов Иоганн Штраус. Именно «павловские сезоны» помогли ему выйти из тени своего выдающегося отца, обрести свое имя и свою славу.
(
http://www.ilovepetersburg.ru/content/iogann-shtraus-korol-valsa-na-%C2%ABpavlovskikh-sezonakh%C2%BB)
Выступления в Павловском вокзале считались большой честью для знаменитостей российской и зарубежной сцены. Тут пели Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. Д. Вяльцева, играли А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев и др. Здесь также бывали знаменитые слушатели и зрители: М. Ю. Лермонтов и С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. В 1843 году в Павловском вокзале побывал О. Бальзак, а в 1852 — А. Дюма.
В Великую отечественную войну Музыкальный вокзал был полностью разрушен. Позднее на его месте было устроено футбольное поле.




048




Прошу прощения за контрасты, но... Труженница невидимого фронта подстригает одну из композиционных деталей  цветника.




049




Боковой флигель Большого дворца. Должен признаться, что нами изначально не планировалось посещение самого дворца - это нас здорово бы утомило и перегрузило информацией. Чтобы осмотреть всю территорию павловского парка, следует встать с утра по-раньше и весь день посвятить его ознакомлению. Боюсь, что и этого будет мало.




050




Мы же, с супругой, решили просто, прогуляться и подышать свежим воздухом. Вот, собственно, и гуляем. "Сначала туда погуляем, затем - сюда..."
Панорама центральной части Большого дворца.
В пору увлечения Гатчинским дворцом, Павел Петрович дар своей августейшей матери предоставил в полное распоряжение супруге, принцессе Софии Доротее Виртембергской, в православии принявшей имя Марии Фёдоровны. С той поры Павловск неразрывно связан с памятью о ней, матери императоров Александра I и Николая I.




051




Мимо такой лошадки невозможно было пройти просто так...




052




Тройная липовая аллея, ведущая к Большому дворцу. Правда, мы шли уже от дворца.
Эта аллея выступала в роли парадного подъезда к дворцу. Первоначально липы аккуратно подстригали, но позже им позволили принять вид свободно растущих деревьев.




053




 По центру партеров устроены невысокие круглые террасы из туфа, на которые с четырех сторон ведут лестницы. В центре террас установлены мраморные статуи начала XVIII века работы венецианского скульптора Пьетро Баратта. Статуи "Мир" и "Правосудие" были доставлены в Санкт-Петербург еще по заказу Петра I.




055




Работники парка. Они попадаются практически на каждом шагу.
Гуляя по липовой аллее, мы невольно вспомнили прежних царей Российской Империи, восхищаясь грандиозностью их планов и проектов.
- Это надо же, столько денег в такое вложить... - вырвалось у жены.
- Да что там "деньги", Лена? - удивился в свою очередь я. - А сколько жизней положено? Тут ведь, "палка о двух концах": очень сложно ответить однозначно. Не случайно, мнения о деятельности, скажем, Петра Великого и оценки, даваемые ему потомками в обществе столь различны. С одной стороны, вроде бы, да - "на костях" построено, а с другой - каков был масштаб замыслов... стратегические цели и искренняя обеспокоенность за судьбу Отечества. Это были личности и настоящие государственные мужи. Не чета нынешним... Словом, это тебе не на "трубе" сидеть...
- Боже, ты опять за своё! - раздраженно осадила меня жена.
Тут я вовремя спохватился и дипломатично заткнулся, дабы наши мирная прогулка не превратилось в политическое поле  брани, где как известно, мы с женой находимся по разные стороны баррикад.




056




- Ой, Леночка, посмотри, какая красивая клумба! - восхитился я, "переводя стрелки" и памятуя, что женщины не только любят ушами, но и глазами...




057




Свернув с аллеи вправо, мы очитились у Павильона Росси - полукруглой беседки с колоннами, венчаемой полукуполом. Он был спроектирован великим архитектором аж в 1816 году, но установлен лишь спустя почти век. Памятник отлил в 1914 году скульптор В. Беклемишев. Несмотря на железобетонную конструкцию, сооружение, тем не менее, смотрится изящно. В центре беседки - скульптура императрицы Марии Федоровны. После смерти мужа, бывшая императрица окончательно переберется в Павловск и приложит немало усилий для усовершенствования этого чудесного уголка планеты.




058




И вновь, работники парка, занимающиеся благоустройством территории.




059




Мы уже почти собрались покинуть этот симпатичный уголок, как неожиданно, меня привлек яркий цветник.
- Погоди, погоди, Лена! Я только посмотрю, что это там?
Оказалось, что это парадная клумба с вензелем Марии Федоровны.





060




В конце XVIII века вблизи Вольера В. Бренной был сооружён придворный деревянный театр, где устраивались спектакли. От разобранного в середине XIX века обветшавшего театра остались каменные Театральные ворота.




061




Кофейня у Театральных ворот.




062




Вот такие милые стилизованные лавчонки.




054




От Театральных ворот мы решили направиться к Старой Сильве, оставив позади (слева) Тройную липовую аллею, а справа - огромных размеров цветник, с изящной античной вазой на постаменте и мемориальной табличкой, посвященной героям, защищавшим в годы Великой Отечественной войны этот уголок Родины.




063




По аллее, ведущей к Двенадцати дорожкам. Такая свежесть кругом, что кружится голова. И - запахи свеже скошенной травы. Когда я вдыхаю эти ароматы, то почемуто невольно переношусь в своё прошлое, в чистое - и незапятнанное ничем из мира взрослого - детство, где все вокруг бесхитростно честно и правдиво. Как, например, этот живописный ствол сосны.




064




Или... вот эта чудесная "березка"...




065




Вскоре мы оказались у нужного информационного щита, выяснив по схеме, в какой части парка находимся.
Старая Сильвия была спроектирована в начале 1790-х годов архитектором В. Бренной. Центром композиции является площадка со статуей Аполлона.  Каждая из Двенадцати дорожек заканчивается павильоном или скульптурой, связанной со статуей центральной площадки.




066




Тут, неподалеку, сев на скамеечку, мы вытащили свои бутерброды, термос с горячим чаем и позавтракали. В окружении неизвестно откуда взявшихся голубей, воробьев и даже ворон. А вокруг - зелень, тишина и такая благодать...




068




Центром композиции является площадка со статуей Аполлона - бога солнца и покровителя искусств. От нее расходится двенадцать дорожек, между которыми находятся двенадцать скульптур: Венера Каллипиги (или Прекраснобедрая, богиня любви и красоты), Флора (богиня цветов), Меркурий (вестник богов), Евтерпа (муза лирической поэзии), Мельпомена (муза трагедии), Талия (муза комедии), Терпсихора (муза танца), Эрато (муза любовной поэзии), Полигимния (муза гимнов и красноречия), Каллиопа (муза эпической поэзии и песнопений), Клио (муза истории) и Урания (муза астрономии). Каждая из Двенадцати дорожек заканчивается павильоном или скульптурой, связанной со статуей центральной площадки.




074




- Нет, ну надо же, как всё продумано... - вновь не удержалась супруга.
- Ну, а что ты хотела: над этим ведь, трудились величайшие архитекторы и скульпторы... - и забывшись, продолжил свои размышления вслух. - Это тебе не мелочь по карманам тырить... Хорошо, что хватило ума не разрушить, а сохранить... Хотя - если взглянуть на это дело с другой стороны  - всё логично и вполне разумно: ведь, в противном случае, нам же нечем больше гордиться и хвастаться, как только тем, что осталось ещё с дореволюционной России.
- Ты опять! - в сердцах воскликнула жена и характерно сощурив свои очаровательные глазки, буквально испепелила меня своим лазерным оружием.
Понятное дело, что я предпочел прикусить язычок, переключившись на рассматривание античных статуй муз и богинь. Хочу только обратить ваше внимание на статую Аполлона - ну, вылитый я, правда?




069




070




071




072




Вот, ещё какую интересную деталь удалось мне выведать из дневника пользователя ЖЖ Полины Дорофеевой - http://polinadorofeeva.livejournal.com/10326.html, которая посвятила специальный пост этой композиции:
"Все скульптуры отлиты по моделям Гордеева, и почти все из них до 1798 года украшали пандус Екатерининского дворца в Царском Селе. После смерти своей матушки Павел первый приказал статуи отправить в Павловск, с этого времени и по сей день мы любуемся ими на Двенадцати дорожках. Во время войны они были закопаны глубоко в землю тут же рядом, фашисты их искали, но не нашли. Когда после войны их раскапывали, то в первый момент - не нашли, испугались - настолько глубоко под своей тяжестью они ушли в землю."




075a




Мы пошли наугад по одной из аллей, которая привела нас к Амфитеатру (Бренна, 1793 г.).
Амфитеатрами в парках XVIII- XIX веков назывались специфические садовые затеи, в которых использовались мотивы античных зрелищных сооружений. В Павловске Бренна расположил Амфитеатр по обе стороны реки. На правом берегу - Каменный амфитеатр, а  напротив - на левом берегу - был сделан Земляной амфитеатр, предназначенный для устройства разнообразных представлений, развертывавшихся перед публикой, находившейся на Каменном амфитеатре.



075




Ну, как тут не заснять два совершенства сразу, в одном месте, правда? (Есть слабая надежда, что я ещё останусь жить после данного репортажа...)




076




Пройдя чуть в сторону, мы неожиданно наткнулись на памятник великому князю Вячеславу Константиновичу (1862-1879), внуку Николая I. Он был установлен в 1881 году и является единственным памятником князю, умершему в 16 лет от менингита.




077




Вот на таких карах (совместно с гидом) можно совершить прогулку тем, кому лень обходить пешком такой огромный массив. Следует также отметить, что помимо  подобного транспорта, существует ещё и миниатюрный поезд на колесах, перевозящий туристов, а также, гужевой транспорт: за определенную сумму, можно свободно нанять телегу с лошадью.




078




Фото на память, на фоне ещё одного живописного мостика с миниатюрным водопадиком внизу.




079




Сразу оговорюсь, что с Пиль-башней нам немного не повезло: она была на ремонте, а потому скрыта от глаз строительными лесами. Тем не менее, полезно дать коротенькую справку.


080




У самого берега реки Славянки в 1797 году архитектор В. Бренна поставил пильную мельницу, потом ее стали называть Пиль-башней.





081




В 1807–1808 годах по проекту и смете архитектора А. Н. Воронихина вместо деревянного моста, Пильной мельницы и Холодной ванны был сооружен большой каменный мост.
Мост и плотина неоднократно ремонтировались. Последний крупный ремонт производили в 1939 году. В 1944 году фашисты, бежавшие из Павловска, взорвали его. В послевоенное время плотина была востановлена, как впрочем, и сам мост, внешне воспроизводящий проект А. Н. Воронихина.




082




Я  предупреждал в самом начале, что аллей будет немало. Вот, пожалуйста, ещё одна.




083





Ещё несколько этюдов, перед которыми трудно устоять, чтобы не запечатлеть их...
Как тут не вспомнить стихи А.Ахматовой:

Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живёшь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живёшь.



084




086




085




А это - дубовая аллея. Я обратил внимание, что некоторые молодые саженцы посажены совсем недавно, взамен тех, что не прижились или завяли со временем.




087




Круглый зал, или Музыкальный павильон Павловска.
В. Бренна на центральной площадке Большой звезды построил Круглый зал. Продолговатый в плане павильон с портиками на боковых фасадах служил для музыкальных вечеров и концертов, поэтому его чаще называли Музыкальным салоном. Здесь часто звучала музыка знаменитого в то время композитора и клавесиниста Д. С. Бортнянского. Впрочем, не только его...




088




089




Если быть откровенным до конца, то надо признаться, что с непривычки я порядком подустал, и потом - больно было ступать, а потому я стал прихрамывать.
- Ладно: пошли домой... - сжалилась наконец надо мной супруга, получив предварительно изрядную долю положительных эмоций от моего несчастного вида.
На радостях, я почему-то перестал хромать и даже совершил вялую попытку - воспротивиться её мудрому решению:
- Ой, смотри какие божественные папоротники! Давай их снимем?
Жена снисходительно усмехнулась.




090



Я был наслышан о том, что белки тут, по части наглости и бесстрашия, не уступают пернатым, но чтоб во так...




091




Наконец, экскурсия была закончена и мы вновь оказались на вокзале. Интерьер стоит того, чтобы его снять на фото.




092




Буфет, однако - тоже...




093




В ожидании обратной электрички на Питер.




094



"Я говорю вам до свиданья... не говорю я вам, прощай... :-))
Tags: Репортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments