Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Прогулки вокруг дома (4а)






Глава 4 - Пока свободою горим...

    Особняк А. О. Смирновой-Россет

1809 - автор неизвестен.
1839-1840 - арх. Пель Александр Христофорович - перестройка.
1999-2000 - реконструкция, надстройка.
Стиль - Эклектика

         В 1930-х годах там был институт Интуризма.
     Исполком Ленгорсовета решением от 4 сентября 1965 года создал в системе треста «Лифтреммонтаж» Ленжилуправления аварийную службу для обслуживания всех районов города. Для более эффективного использования техники и личного состава аварийной службы организованы следующие 5 межрайонных участков:
ул. М. Посадская, д. 15 – Василеостровский, Ждановский, Петроградский;
ул. Лебедева, д. 25 – Выборгский, Калининский;
ул. Евгеньевская, д. 2 – Куйбышевский, Дзержинский, Смольнинский;
наб. реки Мойки, д. 78 – Ленинский, Кировский, Октябрьский;
Московский пр., д. 208 – Московский, Фрунзенский, Невский.
    1965:  Техникум легкой промышленности - пр. Майорова, 46
      Отделение повышения квалификации    - Мойка, 78 ([108]. С. 175.)
    1965:  Октябрьский райсовет: проектно-инвентаризационное бюро   - Мойка, 78 ([108]. С. 99.)
    Сейчас (2017) - Американская Медицинская Клиника.



     Как было уже упомянуто в самом начале повествования, дом под номером 78, расположенный на набережной реки Мойки, был знаменит тем, что здесь некогда проживала Муза и покровительница известных поэтов и писателей XIX века Александра Осиповна Смирнова-Россет (6 марта 1809, Одесса — 7 июня 1882, Париж). Существует признание Николая I (в начале своего царствования), который, восхитившийся красотой, многогранной одарённостью и невероятной тонкостью ума одной из первых фрейлин императрицы, произнёс в порыве откровения:
     - Александра Осиповна, я начал царствовать над Россией незадолго перед тем, как Вы начали царствовать над русскими поэтами".
     И это был не просто придворный комплимент. Вот, только одно из воспоминаний, оставленное в альбоме А.Россет графиней Юлией Павловной Строгановой, знатной и весьма искушенной в делах Императорского двора дамой: "Миловидная и изящная, грациозная и пикантная... Её ум всё как бы шутит, но в высшей степени наблюдателен. Она всё видит, и каждое её замечание носит характер лёгкой эпиграммы, основанной на глубине созерцания... Она вкладывает ум во всё, что делает, даже в самые банальные занятия. Какая вселенная в этой малышке! Но главное всё таки тонкость ума  и восприимчивость. Оттого становится понятным, что многие "лучшие", то есть, самые интересные мужчины, чувствовали себя хорошо себя в её обществе. Им было интересно с этой женщиной, она умела увлечь их беседой, красотой, наблюдательностью и многим [иным]".
     В начале 1832 г. она выходит замуж за чиновника Н.М.Смирнова (1807—1870), чиновника Министерства иностранных дел, богатого помещика. Есть свидетельства, что в приватной беседе А.С.Пушкин одобрит выбор Александры Осиповны. "...и пророчу вам, что муж ваш уподобится генералу Татьяны, он будет очень вами гордиться". На подобное заявление автора "Евгения Онегина" Россет колко заметит: "С некоторой разницей, однако, так как Татьяна не любила своего генерала, она любила Онегина, который пренебрег ею".
     Известие о гибели Пушкина застало Смирновых в Париже, где Николай Михайлович служил в русском посольстве. Из письма А. О. Смирновой П. А. Вяземскому:
     "Я также была здесь оскорблена, и глубоко оскорблена, как и вы, несправедливостью общества. А потому я о нём не говорю. Я молчу с теми, которые меня не понимают. Воспоминание о нём сохранится во мне недостижимым и чистым. Много вещей я имела бы вам сообщить о Пушкине, о людях и делах; но на словах, потому что я побаиваюсь письменных сообщений.
      После смерти дочери Александры весной 1837 года Александра Осиповна покинула Париж и переехала во Флоренцию, потом в Дюссельдорф и, наконец в Баден-Баден. Карьера мужа шла успешно, в 1838 году Смирнов стал церемониймейстером двора, и семья (у супругов уже было трое детей) возвратилась в Санкт-Петербург. В салоне Карамзиных Александра Осиповна познакомилась с М. Ю. Лермонтовым. В неоконченной повести «Лугин» Лермонтов вывел персонаж, который отождествляют со Смирновой:
     "Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; чёрные, длинные, чудесные волосы, оттеняли её молодое и правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли. Лугин… часто бывал у Минской. Её красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением".
     Этой восхитительной женщине и в самом деле, здорово повезло: она была не только "на одной дружеской ноге с Пушкиным" и близка с М.Ю.Лермонтовым, но также, дружила с Н.В.Гоголем и очень дорожила советами и мнением автора "Мертвых душ" и "Вечеров на хуторе близ Диканьки".
      В 1842—1844 годах Смирнова с детьми снова уезжает за границу: в Риме, Ницце она проводила время в обществе художника Иванова и Гоголя. С Гоголем они духовно и душевно близки:
      "Да благославит вас бог! Вы, любезный друг, выискали душу мою, вы ей показали путь, этот путь так разукрасили, что другим идти не хочется и невозможно".
       Умерла Александра Осиповна в Париже, согласно завещанию похоронена в Москве в некрополе Донского монастыря.


Фото из ЕИСТ-2002 (между 1999 и 2001). Капремонт.


       Так выглядел этот дом в конце XX-го столетия. Фотография из http://www.citywalls.ru  И несколько комментариев к фото, один из которых меня весьма позабавил:
"Вот так....Простые питерские мужики подняли этот дом... Таджикам спасибо.. помогли- штукатурили".



       Дома Государственного контроля

Архитекторы: Шарлемань И. И.
Год постройки: 1844-1845

1928: Центр. немецкий педагогический техникум, Мойка, 76 (124. С. 209);
Сейчас (2017) Комитет по строительству Санкт-Петербурга.

        Далее предстает нашему взору 5-этажное строение, в котором в настоящее время разместились офисы Комитета по строительству города. Вот как о функциях этого комитета заявлено на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга: "Комитет проводит государственную политику Санкт-Петербурга и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти в сфере капитального строительства (строительства, реконструкции). Комитет является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции".
       Ну, а что подразумевается под словосочетанием "в пределах своей компетенции"  - как говорил герой А.Райкина - "регбус", "кроксворд".
       Одно из первых упоминаний об этом доме относится ко временам Петра III, когда на третий день после вступления на престол, Петр Федорович произвёл своего любимца Алексея Петровича Мельгунова в генерал-майоры и вскоре, пожаловал ему тысячу душ и в придачу - два участка казенной земли на Украине и один на набережной реки Мойки. Понятное дело, что фаворит не мог оставаться в долгу, а потому служил своему императору верой и правдой все те шесть месяцев, что царь находился на троне. После свержения своего супруга, на российском престоле воссияла новая звезда - Екатерина II. И Мельгунов даже пострадал немного, будучи на несколько дней арестованным после свержения своего благодетеля. После беседы с бывшим фаворитом своего мужа, Екатерина Алексеевна простила и вновь вернула А.П.Мельгунова к придворной службе.
      В 1773 г. генерал Мельгунов продает особняк на Мойке супруге тайного советника и камергера А.Ю.Нелединского-Мелецкого - потомка польского дворянского рода, осевшего на Руси ещё с XV века и принявшего православие.
      Прожив в здесь примерно с десяток лет, в 1782 г. Нелединские принимают решение о продаже своего дома на набережной Мойки. Вскоре появится и покупатель: ею явится подруга императрицы и активнейшая участница государственного переворота 1762 г. - Екатерина Романовна Дашкова. Представительница старинной русской дворянской фамилии, она рисковала свободой и жизнью, чтобы ради блага отечества возвести на трон немку Екатерину II. Но ради своего собственного блага она отказалась лицемерить перед императрицей – и спокойно приняла опалу и ссылку… Она недавно возвратится в Россию из заграницы, где она провела более десяти лет и имела беседы с такими личностями, как Адам Смит, Дени Дидро и Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер). Всё вроде бы обернётся благополучно для обеих сторон, сделка уже почти состоится, как вдруг... Дашковой придётся вспомнить, что она находится не в пределах просвещённой Европы, а в России, ибо "коварная госпожа Нелединская, несмотря на предварительную договоренность оставить в доме весь комплект комнатной мебели, ночью тайком вывезла её значительную часть в дом своего супруга".




      Естественно, такой поступок настолько потряс и взбесил Екатерину Романовну, что она отказалась от покупки, ограничившись лишь его годовой арендой. Вскоре весть об этом распространилась во всему светскому Петербургу, отпугнув потенциальных покупателей, в результате чего, его продажная цена особняка резко удешевеет почти вдвое.
      Дом удалось продать лишь в 1787 году супруге князя С.А.Меньшикова - Екатерине Николаевне, урожденной княжне Голициной. К сожалению, славившаяся красотой и обаянием новая хозяйка дома, была несчастна в семейной жизни, так как её супруг (внук светлейшего князя Александра Даниловича Меньшикова, сподвижника Петра I) оказался весьма ненадежным мужем, до самой старости ведя распутную жизнь. Вот какую острую, но заслуженную характеристику ему даст князь Петр Владимирович Долгоруков: "Князь Сергей Меньшиков унаследовал ничтожность своего отца и, к сожалению, извращенные вкусы своего деда; это было тем менее извинительно, что он женился на одной из самых красивых женщин России.
     В 1797 г. этот дом становится собственностью некоего английского коммерсанта Э.Дж.Смита (Шмита), который разместит объявление о сдаче этого особняка в аренду. Желающих найдётся немало и в ходе своеобразного аукциона, победителем окажется португальский посланник.
     После его отъезда на родину, здание арендовал член Государственного совета и бывший министр внутренних дел князь Алексей Борисович Куракин. Наконец, в 1830 г. Управление императорскими казенными публичными зданиями приобретает у наследников англичанина дом на набережной Мойки. В начале 1840-х гг. его перестраивают по проекту зодчего Иосифа Шарлеманя. Так, старинный барский особняк вскоре превратится в ведомственное здание Департамента государственного контроля, просуществовав вплоть до 1917 года. В 1918 году в нём уже размещался Педагогический техникум. А перед самой войной, в здании располагался Институт повышения квалификации учителей и филиал Всесоюзных курсов повышения квалификации счетных работников.



Жилой дом Государственного контролера


      Следующий на пути дом под номером 74, на рубеже XVIII - XIX веков находился во владении купца Шмидта (тот самый, вышеупомянутый коммерсант Э.Дж.Смит (Шмит). Похоже, "разделение" одного общего строения на два разных здания произошло значительно позже. И таких архитектурных "метаморфоз" в истории северной столицы можно встретить немало. Вот, только недавно, обсуждая дом Монферрана, мы убедились в том, что поначалу это были два совершенно разных участка. Здесь же, по всей вероятности, получилось всё наоборот.
      А вот уже выписки из нашего, нового времени.
      Вышло постановление правительства о надстройке четвертого этажа на Доме государственного контролера (наб. Мойки, 74). Дом построен в 1760-х годах по проекту неизвестного автора, в 1828 и в 1839 гг. его перестраивал архитектор Иосиф Шарлемань. Объект культурного наследия регионального значения. С 2005 года ООО «Адамант» реконструирует здание под бизнес-центр.
      Трехэтажный дом на набережной Мойки, 74 находится между зданиями, принадлежащими холдингу "Адамант" (здесь располагаются головной офис холдинга, входящие в него охранные предприятия, Американская медицинская клиника) и зданием Комитета по строительству (Мойка, 76).
       Право реконструировать этого объект девелопер получил в 2005 году (Постановление правительства Санкт-Петербурга № 2055 от 20.12.2005, далее срок продлен Постановлением № 1222 от 30.09.2008). Обременением по проекту было расселение и перевод детского садика за счет инвестора на улицу Курляндскую, 9. "Адамант" свои обязательства выполнил. Сумма затрат инвестора составила 152 миллиона рублей, при планируемых 80 млн рублей по условиям соглашения с КУГИ . Кроме того, ранее инвестор перечислил в бюджет положенные по инвестдоговору 50 млн руб.
     Освобожденные дворовые флигели застройщик снес.
      Дворовый корпус Дома государственного контролера на набережной реки Мойки, 74, стал выше лицевого флигеля-памятника. Градозащитники не исключают, что застройщика заставят понизить высоту.
     «Реконструкция» здания ведется по заказу ООО «Адамант». Строительным работам предшествовала историко-культурная экспертиза, проведенная ООО «Архитектурная мастерская Т. А. Славиной»; она доказала отсутствие ценности у дворовых корпусов, после чего их отдали под снос.
     Сейчас «Адамант» имеет разрешение только на «приспособление для современного использования» единственного сохранившегося здания — лицевого флигеля. Там должен разместиться бизнес-центр. Реставрацию ведет ООО «Студия „Рим“» жены первого зампреда комитета по охране памятников Алексея Комлева.
     Дворовая часть не находится в зоне памятников, а потому КГИОП строительство не разрешал. Служба строительного надзора также заявляет, что разрешение не выдавала. Из этого можно сделать вывод, что дворовое здание, вылезшее над крышей лицевого флигеля, возводится без разрешительной документации.
    10 января 2014 «Адамант» в суде отстоял право Бизнес Центр. Арбитражный суд удовлетворил иск холдинга «Адамант» о признании права собственности на реконструированное компанией здание. Сейчас в нём располагается бизнес-центр. «Адамант» провел реконструкцию объекта, в настоящее время в нём расположен Бизнес Центр площадью 17 тысяч кв.м.
     После реконструкции в здании появилось три непредусмотренных проектом подземных этажа, а комитет по управлению горимуществом через суд собирался обязать «Адамант» оплатить эти площади, но суд в иске отказал.
Tags: Репортаж
Subscribe
promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments