Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Прогулки вокруг дома (8)


Глава 8 -  От Новой Голландии до Юсуповского дворца




       Новая Голландия — остров в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Площадь острова составляет почти 8 гектаров.
   

         Новая Голландия — два рукотворных острова в дельте Невы. Они возникли в результате того, что в 1719 между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру Первому. Оно было самым подходящим, поскольку первоначально «Голландией» в Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров получил название «Новая Голландия». Одновременно с этим Новая Голландия — это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I 21 сентября 1721 года.
     В 1732 Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. С течением времени места стало не хватать и было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён в 1765—1780 по проекту и в формах раннего классицизма.
В основу нового складского комплекса был положен проект С. И. Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя. Таким образом удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки. Когда в 1788 было прекращено строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом. Ему же принадлежит знаменитая классицистическая арка, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн («Ковш») с Мойкой. Арка Новой Голландии, построенная в 1779—1787, — редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита, из блоков которого сложены колонны дорического ордера, несущие мощный антаблемент, придающий этому сооружению гармонию и монументальность. Её высота — 23 метра, а ширина пролёта — 8 с лишним метров.
      В начале XXI века администрация Санкт-Петербурга, которой в 2004 были переданы права на остров, объявила тендер на реконструкцию острова. Тут, тоже, согласно российским канонам последнего времени, не обошлось без "непоняток". Судите сами.
      До декабря 2004 комплекс занимали службы Балтийского флота. 24 декабря 2004 в «Новой Голландии» произошёл пожар, уничтоживший часть строений (выгорело около 3 тыс.м² складов). Пожар нанёс историческому острову серьёзный урон: большинство построек Новой Голландии пришло в плачевное состояние. Было заявлено, что инвестору позволят снести постройки конца XIX века, поскольку они не представляют большой ценности.
      В 2006 году в конкурсе на реконструкцию «Новой Голландии» победило ООО «СТ „Новая Голландия“» Шалвы Чигиринского и Игоря Кесаева. По их заказу архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Однако проект не осуществился.
      В 2010 году конкурс на реконструкцию «Новой Голландии» выиграла компания Романа Абрамовича. Согласно условиям выигранного тендера за 7 лет компания должна вложить в реконструкцию Новой Голландии 12 миллиардов рублей. Весной 2011 года компания ООО «Новая Голландия Девелопмент», совместно с Фондом «Айрис» и The Architecture Foundation, объявила о начале конкурса архитектурных проектов для острова.
     16 июля 2011 года, впервые почти за 300 лет, Новая Голландия открылась для посетителей.
      После завершения работ по благоустройству парк острова с 27 августа 2016 года стал доступен для горожан и туристов. Работы продолжатся, реконструкцию полностью планируется завершить к 2025 году.




   Особняк Шуваловых - Дворец Юсуповых


Дом А. Шувалова - начало 1770-х - архитектор Валлен-Деламот Жан-Батист.
Дворец Н. Б. Юсупова -1830-1838 - архитектор Михайлов 2-ой А. А. - расширение, перестройка
1840-е - архитектор Симон Б. - интерьеры
1858-1859 - архитектор Монигетти Ипполит Антонович  - интерьеры
1890-1892 - архитектор Степанов Александр Александрович - интерьеры
1914-1916 - архитектор Белобородов А. Я. - интерьеры.
     В первой половине XVIII в. на месте будущего дворца находилась усадьба племянницы Петра Великого - царевны Прасковьи Иоанновны. Она жила в небольшом дворце ("Парашин дворец"). Параша потеряла расположение Петра I, став морганатической женой Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова, чья родословная велась от рода Рюриковичей, и даже родила от него ребенка. В 1726 г. царевна отдала дворец лейб-гвардии Семеновскому полку. Во владении военных усадьба находилась до 1742 г.



     В середине 1740-х гг. дворец перешел графу Петру Ивановичу Шувалову и его супруге фрейлине императрицы Елизаветы Петровны, графине Мавре Егоровне (урожд. Шепелевой).
      Петр Иванович был выходцем из мелкопоместных дворян Костромской губернии. Его отец, комендант Выборга, сумел пристроить сына пажом при дворе Петра Великого. Когда император скончался, то он участвовал в короновании Екатерины I. За время службы пажом он усвоил все требования двора и смог, благодаря этому, продолжить придворную карьеру.
      Рост его карьеры просто стремителен, так как Елизавета Петровна не забывает среди удовольствий умного помощника, который помог получить ей престол. Петр Иванович получает ордена св. Анны и св. Александра Невского и становится сенатором. И вот в 1746 году перед нами появляется уже граф Шувалов. К этому времени он уже женат на «пронырливой», как тогда говорили, фрейлине Мавре Егоровне Шепелевой, которая, как и старший брат Александр, уже десять лет находившийся при дворе, помогала ему стремительно продвигаться по карьерной лестнице.
      Имя архитектора, перестроившего усадьбу в стиле барокко, не сохранилось. Во дворце проводились пышные балы и маскарады. В 1754 г. здесь состоялось торжество в честь императрицы Елизаветы, по случаю рождения ее внука, будущего имп. Павла Петровича.
      Небольшой двухэтажный каменный дом был надстроен и расширен в 1760-х гг. арх. Жаном-Батистом Валлен-Деламотом. Он перенес парадный вход с набережной во внутренний двор, выделил центр главного фасада шестиколонным портиком, надстроенный третий этаж был решен как аттиковый. От творения Валлен-Деламота сохранилась лишь высокая дворцовая ограда.           После смерти П. И. Шувалова в 1762 г. его единственный наследник Андрей Петрович Шувалов продал дворец в императорскую казну.
      Почти 33 года здание пустовало, пока императрица Екатерина II не предоднесла его как свадебный подарок любимой фрейлине графине Александре Васильевне Браницкой - племяннице Григория Потемкина, князя Таврического и супруге польского гетмана, графа Ксаверия Браницкого. В 1795 г. Браницкая ненадолго поселилась во дворце, но по прежнему предпочитала проводить время в поместье в Белой Церкви. В эти годы существенных перестрок не проводилось. В 1830 г. графиня Браницкая продала дворец своей младшей сестре Татьяне Васильевне Юсуповой (урожд. Энгельгардт) за 250 тыс. рублей. Купчую оформили на племянника Александры Васильевны, Бориса Николаевича. С этого времени дворец стали называть Юсуповским.
     Этот дворец является лишь одним из 57 имений одной из самых богатых семей российского государства, но именно он заслужено является визитной карточкой этого семейства.


Князь Борис Николаевич Юсупов — действительный тайный советник, гофмейстер из рода Юсуповых.


    Для князя Н. Б. Юсупова (старшего) в 1830-1838 гг. здание капитально перестраивает архитектор А. А. Михайлов.
Он создает новый усадебный ансамбль. Пристраивает слева и справа от здания два одноэтажных флигеля, возводит садовые павильоны и ряд дворовых построек.
    Для Юсуповского дворца характерен традиционный анфиладный принцип расположения внутренних помещений. Анфилада из шести парадных залов и гостиных протянулась вдоль главного фасада, выходящего на наб. реки Мойки.
    В отделке парадных помещений принимали участие известные художники-декораторы: А. Виги, В. Медичи, П. Скотти, Ф. Торичелли, А. Травин. Новые хозяева не жалели средств для украшения дома. Мрамор везли из Италии, предметы мебели, люстры, фарфор и ткани покупали во Франции и у лучших русских мастеров.




    В 1863 году архитектор Степанов установил мраморную лестницу ведущую в партер домашнего театра. Эту лестницу приобрёл во время путешествия по Европе Николай Борисович Юсупов. Сохранилась история о том, что Николай Борисович увидел её в одной из старинных итальянских вилл. На вопрос о продаже лестницы был получен ответ, что она продаётся только вместе с самой виллой. Так и было сделано, лестница в 1859 году оказалась в Санкт-Петербурге. Вилла же осталась в Италии.



    «Восточная» гостиная первоначально была оформлена по проекту известного зодчего И. Монигетти в 1860-х гг. Позже, в конце XIX века, гостиная была перестроена по проекту архитектора А.А. Степанова и получила название Мавританская. Этот интерьер является подобием «божественной Альгамбры» ― шедевра испано-мавританского зодчества Гранады XIV века.



    В восточном крыле дворца анфиладой располагаются пять выставочных залов, предназначенных для размещения художественной коллекции. Замыкает анфиладу - домашний театр. Его зрительный зал вмещает 180 зрителей. На сцене тетара выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Минкус, Э. Направник, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.
    Князья Юсуповы собрали во дворце богатую коллекцию живописи, скульптуры и предметов прикладного искусства. Частично эти собрания представлены в экспозиции музея.




   Юсуповский дворец интересен и теми событиями, которые в нем происходили. Именно здесь в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года, заговорщики во главе с Феликсом Юсуповым убили фаворита императорской семьи Григория Распутина.
   В изложении участников убийства, Феликса Юсупова и правого депутата Госдумы Владимира Пуришкевича, Юсупов около часа ночи заехал за Распутиным на "моторе" и повез к своей жене Ирине, с которой "старец" давно хотел познакомиться.
   На самом деле, Ирина в это время находилась в крымском имении Юсуповых.
   Распутин якобы умял в подвале несколько начиненных цианистым калием птифуров (маленьких пирожных), но яд его не взял. Ясное дело, демон!
   Потом все же почувствовал резь в желудке и обо всем догадался. Юсупову пришлось стрелять, Распутин свалился замертво. Убийца для верности несколько раз ударил его в висок кистенем, и только перевел дух, как окровавленный монстр встал, будто Терминатор!
   Юсупов в ужасе бежал, Распутин беспрепятственно вышел из дома, пересек двор и почти достиг спасительных ворот, но его свалил четырьмя револьверными выстрелами в спину выскочивший следом Пуришкевич.
   По словам Пуришкевича, он выпалил дважды практически без перерыва, промахнулся, потом тщательно целился и даже укусил себя для концентрации за кисть левой руки, после чего попал Распутину в спину, а затем в затылок.
    Заговорщиков во дворце Юсупова находилось пятеро: Юсупов, Пуришкевич, доктор Станислав Лазоверт, работавший главным врачом организованного Пуришкевичем санитарного поезда, поручик Сергей Сухотин, познакомившийся с Юсуповым, находясь после ранения в госпитале, который патронировала его мать княгиня Зинаида, и двоюродный брат Николая II великий князь Дмитрий Павлович.
    Лазоверта, вероятно, позвали, чтобы грамотно констатировать смерть. Кроме того, он сидел за рулем автомобиля, в котором тело Распутина отвезли к реке.
    О роли Дмитрия Павловича и Сухотина Юсупов и Пуришкевич не сообщили ничего, а сами они, в отличие от словоохотливых сообщников, хранили молчание до смерти.
    Автор капитального исследования о Распутине Александр Бушков предполагает, что первый и роковой выстрел сделал Дмитрий Павлович, а Юсупов и Пуришкевич взяли вину на себя, дабы не компрометировать особу царствующего дома.
    Косвенное доказательство автор видит в том, что Николай II, возможно, знавший больше нашего, Юсупова лишь выслал в курское имение, а Дмитрия Павловича отправил под пули на Кавказский фронт.
    Двенадцать членов императорского дома подписали ходатайство за Дмитрия Павловича. Царь наложил резолюцию: "Никому не дано права заниматься убийством, знаю, что совесть многим не дает покоя, ибо не один он замешан. Удивляюсь вашему обращению ко мне".
    Ко всем участникам убийства судьба, а в некоторых случаях новая власть, оказались довольно снисходительны.
Феликс Юсупов дожил в Париже до 80 лет. Хотя большая часть его состояния, оцениваемого в миллиард дореволюционных рублей (около 16,5 млрд современных долларов), заключалась в недвижимости и пропала, в эмиграции он не бедствовал. Написал (или сочинил?) книгу "Конец Распутина".
    В 1932 году отсудил 25 тысяч британских фунтов у голливудской студии MGM, выпустившей кинокартину, где утверждалось, что его жена была любовницей Распутина. Именно после этого случая сначала в США, а затем в других странах возник обычай предпосылать книгам и фильмам уведомление, что все изображенные события - вымысел, и любое сходство с реальными лицами случайно.
    Великому князю Дмитрию Павловичу участие в убийстве Распутина фактически спасло жизнь. Встреть он большевистский переворот в Петрограде, наверняка разделил бы участь отца и большинства Романовых. С Кавказского фронта он выехал через Иран в Месопотамию и попросился добровольцем в британскую армию, чтобы продолжить борьбу за дело Антанты. Впоследствии жил в США и Швейцарии, был женат на богатой американке, скончался в 1942 году.
    Владимира Пуришкевича арестовали в Петрограде, но в апреле 1918 года отпустили по личному указанию Дзержинского. Бывший думский скандалист уехал в гетманский Киев, затем на белый Дон. Незадолго до эвакуации в феврале 1920 года умер от сыпного тифа.
    Не менее удивительна судьба Сергея Сухотина. В ноябре 18-го большевики хотели расстрелять его заодно с другими "контрреволюционерами", но заменили высшую меру заключением в Таганской тюрьме Москвы.
    Через два года и три месяца его перевели на бесконвойное содержание как участника тюремного оркестра народных инструментов, а в июне 1921 года освободили и назначили на неплохую должность коменданта музея Льва Толстого в Ясной Поляне.
    В 1925 году Сухотину разрешили выехать на лечение во Францию, где заботу о нем взял на себя Феликс Юсупов. Вероятно, медицинские показания имелись, поскольку примерно через год он умер в госпитале в Орли, но по тогдашним меркам отнеслись к нему поразительно гуманно.
    Станислав Лазоверт в ноябре 1918 года объявился в Нью-Йорке, где опубликовал короткие воспоминания об убийстве Распутина, отличавшиеся от версии Юсупова-Пуришкевича лишь одним моментом: "старец", по его словам, был гомосексуалистом (единственное известное утверждение такого рода). Потом жил во Франции, поддерживал отношения с Юсуповым, умер в 1936 году. Напротив его дома в престижном VIII округе Парижа кто-то открыл дансинг и назвал его Rasputine.
Известны слова Распутина: "Без меня все рухнет".
    В письме Николаю II, отправленном в Ставку, "старец" предрекал, что до конца 1916 года его убьют, причем если это сделает свой брат-мужик, то еще ничего, а если "бояре" - конец династии и России.
     Завершая данную главу, можно сказать, что вся история России (в каком-то смысле) уместилась между Новой Голландией, у истоков которой стоял Петр Великий и дворцом Юсуповых, в котором произошло убийство "старца". Очень скоро после описываемых событий, к власти придут большевики, которые на корню выкосят не только династию Романовых, но и заодно - дворянство, купечество, интеллигенцию и крестьянство. Ну а уж потом - возьмутся за родной пролетариат, поставив к стенке и сослав в ГУЛАГи "старрболов", "верных ленинцев" и прочих идейных врагов.
Tags: Репортаж
Subscribe
promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments