Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Этот день в истории... ВОЛЛАР


Сегодня 3 июля родился Амбруаз Воллар (3 июля 1866, Сен-Дени, о.Реюньон — 21 июля 1939, Версаль)



Ренуар О. Портрет Амбруаза Воллара, Париж, 1908 г.


   Амбруаз Воллар (фр. Ambroise Vollard)  — один из самых значительных торговцев произведениями искусства (маршанов) в Париже в конце XIX — начале XX века. Он поддерживал как финансово, так и морально многих знаменитых и неизвестных художников, включая Сезанна, Майоля, Пикассо, Руо, Гогена и ван Гога. Был известен также как коллекционер и издатель.
   В 21 год сын юриста Амбруаз Воллар приехал в Париж совершенствовать знания в области права, а в итоге органично перешел от юриспруденции к искусству. В годы учебы студенту из провинции (а точнее — из африканской колонии Франции Реюньон) без подработки просто нечего было бы есть. Находчивый Воллар устроился клерком к арт-дилеру. Занимаясь бумагами, он «подглядывал» за своим работодателем и учился у него искусству — искусству продавать. Еще до окончания университета Амбруаз стал маршаном-любителем.



На фото: улица Лафитт (Rue Laffitte) в Париже, на которой располагалась одноименная галерея Амбруаза Воллара.

   В 1893 г. Воллар основывает свою собственную арт-галерею Rue Laffitte, ставшую затем центром парижского рынка современного искусства. Здесь Воллар устраивает свои первые крупные выставки: за Мане и другими последовали Гоген, первая посмертная выставка Ван Гога (4-30 июня 1895), организовывает первую персональную выставку Сезанна, в 1904 — аналогично Матисса.
   Месье Амбруаз выбирал неизвестных творцов, раскручивал их, поднимал цену и тем зарабатывал.
   Бывало так, что клиенты уходили из галереи с дорогущим полотном, приговаривая: «Не понимаю, почему высокое искусство такое страшное». Морщили нос — и покупали. Вот что значит авторитет арт-дилера.



СЕЗАНН

  Cогласно легенде, однажды месье Амбруаз Воллар заглянул в мастерскую Поля Сезанна — и одним махом купил абсолютно все работы молодого автора, а это около 150 полотен.
   Когда полотна попали в витрину Rue Laffitte, прохожие угрожали хозяину побить витрины за такую мазню — а уже через пару месяцев за «мазней» стояли очереди. Каждое полотно Воллар продал в 2−3 раза дороже, чем купил.
   В витрину на открытии первой персональной выставки Сезанна Воллар поставил картину «Купальщики на отдыхе», которую до этого академисты официально заклеймили позором. Это был вызов обществу.
   Экспозиция наделала в Париже шороху, а работники галереи боялись, что из-за нее хозяин получит в глаз — в прямом смысле. Однако хозяин получил не синяк, а прибыль.




Сезанн П. Париж, 1899 г., Портрет Амбруаза Воллара


   Интересно, что Сезанн и Воллар испытывали друг к другу смешанные чувства — так обычно любят и одновременно ненавидят женщин. Художник полушутя называл своего арт-дилера «работорговцем», утверждая, что он покупает картины слишком дешево — по сравнению с выручкой за продажу. Воллар же считал, что у Сезанна случаются приступы самовлюбленности, рожденные комплексами. И понять, когда Сезанн любит себя, а кода ненавидит, невозможно.
   Однако арт-дилер подчеркивал: когда Сезанн рисует, все его плохие качества улетучиваются — остается красота личности.
   В благодарность за славу Сезанн написал портрет маршана, а Воллар спустя годы — книгу о Сезанне, в которой проявил себя как отличный портретист: словами месье Амбруаз рисовал не хуже, чем его подопечные — кисточками.

ГОГЕН

        Несмотря на то, что Воллар обладал чутьем на таланты, с Гогеном он однажды промахнулся: арт-дилеру не понравились его первые картины, зато приглянулись полотна Ван Гога, которые были у Гогена в коллекции. Их он купил, а вот работы хозяина мастерской — нет.
        Впрочем, буквально в считанные месяцы Воллар исправился. Гоген к тому моменту уже перебрался на Таити. Арт-дилер написал подопечному письмо и оптом выкупил все картины таитянского периода. Многие из них через время уехали в Россию благодаря коллекционерам Щукину и Морозову: с ними Воллар имел тесные деловые и приятельские отношения. Теперь полотна хранятся в Пушкинском музее и Эрмитаже.




П. Гоген - «Когда ты выйдешь замуж?»


  Картина «Когда ты выйдешь замуж?» была написана в 1892 году, холст, масло. 105 x 77,5 см. Данная работа является одной из самых известных в творчестве французского постимпрессиониста. Картина входит в знаменитую серию, которую Поль Гоген создал на Таити, где жил определенный период своей жизни. Ранее данная картина принадлежала коллекционеру из Швейцарии Рудольфу Штехелину. На протяжении нескольких десятилетий полотно выставлялось в базельском "Кунстмузеуме". Стоимость картины при продаже стала настоящим рекордом на рынке предметов искусства. Организация Qatar Museums, которая занимается покупкой произведений высокого искусства для музеев Эмирата, заплатила за шедевр XIX века 300 миллионов долларов! Это сделало картину «Когда ты выйдешь замуж?» самым дорогим предметом живописи в истории.

ПИКАССО




Пикассо П. Париж, 1910 г., Портрет Амбруаза Воллара, ГМИИ им.А.С.Пушкина


    В розовый и голубой период творчества испанского мэтра месье Воллар покупал и продавал его работы по приятной для художника цене с приятной для себя комиссией. В 1901 году Воллар организовал первую крупную выставку Пикассо. Затем испанец переключился на кубизм, но Воллар такие эксперименты продавать отказался. Однако спустя пару десятков лет их сотрудничество восстановилось.
    Многие художники рисовали портреты Воллара, но Пикассо был, пожалуй, самым продуктивным в этом вопросе. Первый портрет в стиле кубизм (1910 г.) Воллару не понравился, зато понравился Щукину — работа уехала в Москву и теперь обитает в Государственном музее им. Пушкина.
   Именно Воллар надоумил Пикассо рисовать на керамике, понимая, что дорогие сувениры — именно то, что может заинтересовать богатых покупателей. Так и случилось.




Иллюстрация к книге Октава Мирбо "Сад пыток". Издательство Амбруаза Воллара


   В Париже начала XX века было так много талантов, что не выжать из них что-то принципиально новое для Воллара было бы стыдно. В какой-то момент маршан понял, что галерея — слишком мало для его бизнеса. Он осознавал, что мир в XX веке быстро меняется, запросы публики — тоже, а значит, надо заранее угадывать, что станет популярным завтра.
   Воллар первым придумал издавать арт-буки и привлекать к этому художников. Пикассо, Матисс, Сезанн, Шагал и многие другие сотрудничали с издательством Амбруаза Воллара.
   Пикассо создал для арт-дилера серию офортов про Минотавра, Шагал — иллюстрации к Библии. Дега проиллюстрировал «Заведение Телье» Ги де Мопассана. Кстати, эта книга вышла ограниченным тиражом, и Пикассо очень гордился экземпляром в своей коллекции.
   Без Воллара Шагалу в первые годы эмиграции пришлось бы очень несладко. Маршан организовал для него заказы на иллюстрации к Гоголю и Лафонтену — на эти гонорары Шагал прожил несколько месяцев.




Матисс А. Испанка с бубном. 1909 г.

МАТИСС

   Прежде чем попасть в галерею к Воллару, Матисс успел неплохо поскитаться по Европе — долго, но безуспешно. Вернувшись в Париж, он был в таком отчаянии, что пытался устроиться в театр на постыдную работу: охранять за кулисами лестницу без перил, с которой однажды упал работник и разбился насмерть. На эту работу художника не взяли.
   Воллар же устроил у себя в галерее первую персональную выставку Матисса. За окном стоял 1894 год. Полотна фовиста продались неплохо в основном не из-за спроса, а из-за низкой цены. Это позволило художнику хоть как-то удержать брюки на талии.
  При этом Матисс Воллара яро, люто ненавидел. После окончания деловых отношений он смело мог бросить кому-то из общих знакомых после короткого диалога: «Ах, сегодня ужинаете у этого скота? Я вам не завидую». Воллар же при упоминании Матисса просто холодно молчал.




Ренуар О. Париж, 1917 г., Воллар в костюме тореадора


  О личной жизни Амбруаза Воллара известно мало. Его называли «человеком с лицом бульдога, но богатым внутренним миром», обвиняли в излишней бизнес-хватке, но при этом любили, временно уходили к другим агентам — но возвращались.
  Погиб «патрон постимпрессионизма» в автокатастрофе в свои 73 (1939 г.), не дожив до ужасов войны. Их увидели «дети» Амбруаза — коллекция полотен. Часть из них досталась дальним родственникам, часть разлетелась по свету.
  Мы привыкли думать, что музы — бестелесые духи или красивые девушки. Но реальная «муза» выглядит как Воллар: человек с угрюмым лицом, отличным вкусом и большими планами.
Для искусства XX века он сделал не меньше, чем сами художники — он дал им свободу творчества. Как такого не любить?
-----------------------------------------------
(Источники: https://artchive.ru/artworkers/910~Ambruaz_Vollar - Автор: Lena Skachkova;
Tags: Мои кумиры
Subscribe
promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments