Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Ещё немного о суфизме





          Один из сложнейших вопросов философии - вопрос о свободе воли и преодопределения. В этой связи, интересно проследить борьбу разных школ и течений, возникших в раннюю пору становления ислама.
      Вопрос этот становится в центр внимания у двух других сект: джабаритов и кадаритов. Джабариты отрицали свободную волю человека. По их учению, всякое действие совершается Божеством, а человек только обладает способностью присваивать себе это действие.

          Против джабаритов выступали кадариты, признававшие волю человека абсолютно свободной и тем самым считавшие его полностью ответственным за любой поступок.
      Как уже сказано, большой интерес представляют мутазилиты, сыгравшие в истории ислама исключительно важную роль. Основателем их учения принято считать Васила ибн Ата, а название секты связывают с таким преданием. Однажды известный проповедник Хасан Басри читал в мечети лекцию. Некто из слушателей задал ему такой вопрос: "По учению джабаритов, совершивший смертный грех мусульманин стал тем самым неверным, а по учению мурджитов, если у верующего есть вера, то дела его особого значения не имеют. Какова же твоя позиция в этом вопросе?" Хасан задумался, а ученик его Абу Хузайфа Васил ибн Ата встал, отошел в сторону, собрал вокруг себя кучку слушателей и начал пояснять им, что совершивший грех мусульманин не становится неверным, но и не сохраняет свою веру полностью, а занимает промежуточное положение. Увидев, что Васил стоит в стороне и что-то объясняет, Хасан сказал: "Васил от нас отошел!" Отсюда будто бы и идет название секты (букв. "отошедшие").
      Однако, как было доказано И. Гольдциером, этому преданию значения придавать нельзя. Название секты следует объяснять иначе. Нужно заметить, что как сам Васил (700-749), так и его ближайший ученик Амр ибн Убайд (ум. 769) и все ближайшие его преемники были представителями аскетического течения, о котором мы уже говорили. Все недовольные тиранией Омейядов богословы и проповедники сторонились правящих кругов. Они представляли собой оппозицию, но оппозицию меньшинства, терпевшую непрерывные поражения. Совершенно естественно, что в их среде с большой силой развивались пессимистические настроения. Они находили, что жизнь лишена красоты и радости, что человек стеснен в своих взглядах. От этого проистекала их склонность к отходу от мирских дел, влечение к аскетизму. Отсюда и происходит, вероятно, название мутазила, обозначающее: "сторонящиеся мира, правящих кругов, отшельники". Предание же, как и многие другие рассказы подобного типа, придумано позднее, когда истинное значение термина уже успело забыться.
       Развивая далее свое учение, Васил пришел к полному отрицанию предопределения. Учение его основано на представлении об абсолютной справедливости Бога. Если Бог действительно справедлив, а сомневаться в этом нельзя, так как Коран постоянно подчеркивает это, то как же он мог бы карать человека за те дела, которые сам приказал ему совершить?
       Наибольшего развития учение мутазилитов получает в трудах знаменитого Абу Исхака Ибрахима ибн Саийара ан-Наззама из Басры (ум. 845). Наззам славился своим искусством вести дискуссию и получил от своих врагов прозвание "Шайтан мутазилитов".
       Развивая учение Васила о справедливости, Наззам приходит к утверждению, что Бог зло сотворить не может. Награда и наказание человека после смерти всегда в точности соответствуют делам человека, и Бог не может ни увеличить, ни уменьшить их. Таким образом, учение Наззама почти лишает Бога самостоятельной воли, превращая его в механического распорядителя воздаяния, своего рода "стрелку на весах". Мир, по Наззаму, сотворен весь сразу, но выявление его вовне происходит постепенно. Тело человека самостоятельного значения не имеет и является лишь инструментом его души. Бог - сущность чисто духовная и потому не может быть видим для человека не только в этой жизни, но даже и в жизни загробной.
       Самый тяжкий удар был нанесен мутазилитам не преследованиями, а деятельностью одного из наиболее острых умов конца IX в. - Абу-л-Хасана Али ибн Исмаила ал-Ашари (ум. 935). Предание рассказывает, что Ашари был учеником мутазилита Джуббаи. Однажды он во время лекции задал своему учителю такой вопрос: "Было три брата. Один из них умер праведником, один грешником, а один малым ребенком. Какова будет их судьба после смерти". Джуббаи ответил: "Это ясно: праведник попадает в рай, грешник в ад, а ребенок, так как он еще не успел проявить себя, не попадет ни туда, ни сюда и останется в промежуточном состоянии". Ашари задал тогда другой вопрос: "А если ребенок обратится с жалобой к Богу и спросит его, почему он не дал ему возможности добрыми делами добиться доступа в рай, что ответит Бог?" Джуббаи усмехнулся: "Ты же знаешь, что Бог может творить только то, что наиболее выгодно для человека. Бог ответит: "Я знал, что ты, если подрастешь, то станешь грешником и обречешь себя на адские муки, потому-то я и отнял у тебя жизнь ранее..." Ашари тут воскликнул: "А тогда грешный брат в отчаянии возопит: "Господи! А почему же ты меня не умертвил ребенком и дал мне стать грешником?" - Что ответит Бог на это?" Джуббаи оторопел и, помолчав, смог только прошептать: "Наущение сатанинское..." Победоносный Ашари заявил: "Видишь ли, учитель, твой осел застрял на мосту. Теория твоя не выдерживает критики того самого разума, который ты так восхваляешь".
        Ал-Ашари считается создателем калама, т.е. ортодоксальной мусульманской схоластики. Как мы видели, калам воспользовался оружием своих противников и начал применять методы греческой философии в свою пользу. Таким образом, греческие методы победили и с каждым шагом начали проникать все глубже и глубже во все области мусульманской науки.
--------------------------------------------
       (Из очерка Евгения Бертельса "ПРОИСХОЖДЕНИЕ СУФИЗМА И ЗАРОЖДЕНИЕ СУФИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" - http://bukharapiter.ru/sufizm/sufizm.html )

КОРОТКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СУФИЕВ


Абу Саид аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (642 - 748 гг)

     Хасана спросили: «Что такое ислам и кто такой мусульманин?»
     Он ответил: «Ислам в книгах, а мусульманин в могиле.»


Рабиа аль-Адавия аль-Басри ( 713 - 801 гг )

     "О Господи, если я служу Тебе из страха перед адом, то спали меня в нем, а если служу я Тебе в надежде на рай, изгони меня из него. Если же служу я Тебе ради Тебя самого, то не скрой от меня своей вечной красы".


Абу Абдуллах Малик ибн Анас аль-Асбахи (713 - 795 гг)

     Малика спросили: «Почему ты не женишься?»
     Он ответил: «Я отрекся от мира, а женщина — это часть него».


Абу Исхак Ибрахим ибн Адхам аль-Иджли (718 - 781 гг)

     Однажды юный Ибрахим увидел во сне Архангела Гавриила. В руках у того была книга.
     - О чём эта книга? - поинтересовался отрок.
     - В неё мы записываем имена друзей Бога.
     - А нет ли среди них моего имени? - с волнением поинтересовался Адхам.
     - Тут нет твоего имени, Ибрахим. - поднял глаза на юношу архангел, просмотрев весь список. - Ты не Его друг.
     - А нельзя ли записать меня хотя бы другом друзей Всевышнего? - робко вопросило дитя.
     Гавриил помолчал немного, а затем произнес:
     - Я получил наказ Бога, записать твое имя первым в списке, потому что на духовном пути надежда рождается из безнадежности.


Зун-Нун Абу Фаид Савбан ибн Ибрахим аль-Мисри (796 - 859 гг)

     Как-то раз Мисри сказали, что один великий святой повесился на дереве вниз головой.
     Нун, увидев эту картину, начал рыдать. Святой услышал его плач и заметил: «Кто этот грешник, который льет слезы и жалеет меня?» Зу-н-Нун подошел к нему и приветствовал его. Он спросил, зачем нужно подвергать свое тело таким мучениям. Святой ответил: «Мое тело недостаточно активно и усердно служит Богу, поэтому я наказываю его».


Абу Мухаммад Сахль ибн Абдуллах ат-Тустари (818 - 896 гг)

     Тустари сказал: «Однажды в пустыне я встретил старуху, которая выглядела нищей. Но когда я предложил ей монету, она отказалась. Подняв руку к небу, старуха начала молиться, и, о чудо, в ее руке оказалась золотая монета. Улыбаясь, она произнесла: «Ты достаешь деньги из кармана, а я беру их у Невидимой Силы». Сказав это, она исчезла.
      Когда я пришел в Мекку, я увидел эту старуху у Каабы. Совершая обход вокруг Дома Бога, я, к своему удивлению, обнаружил, что Кааба ходит вокруг старухи. Я спросил у нее, почему так происходит. Она ответила: «Тот, кто приходит поклониться Каабе, должен обойти вокруг нее, но сама Кааба должна совершить обход вокруг того, кто приближается к ней, отказавшись от своего эго и всего мирского».


Абу Йазид (Байазид) Тайфур ибн Иса ибн Адам ибн Сурушан ал-Бистами ( ум. 875 или 878 г )

     Однажды Байазид шел по улице, и ему навстречу попалась какая-то собака. Он подобрал полы своего халата, боясь, что собака коснется его. Вдруг она заговорила человеческим голосом:
     - Если бы моя шерсть была сухой, тебе было бы не нужно избегать меня, а если бы она была мокрой и грязной, ты мог бы отмыть свой халат чистой водой. Но по причине брезгливости, которую ты проявил по отношению ко мне, воды семи рек не смогут очистить твое сердце. Трудно справиться с грязью души.
     Байазид попросил:
    - О, собака, ты такая просвещенная, поживи со мной некоторое время.
    - Нет, Байазид, мы не сможем жить вдвоем, потому что люди презирают меня, а тебя превозносят до небес. Кроме того, я не припасаю еду на следующий день, в то время как ты уже год хранишь зерно в своем амбаре.
   - Увы! - воскликнул Байязид в сердцах - Если я недостоин даже того, чтобы жить с собакой, как я смогу приблизиться к Богу и общаться с Ним? Хвала Всевышнему, Кто усмирил мою гордыню, и Кто наставляет сильных при помощи слабых.


Аш-Шибли, Абу Бакр Дулаф б. Джахдар (б. Джа’фар) (861–946 гг)

     Однажды Шибли услышал Глас Божий: «Шибли, как долго ты будешь довольствоваться именем, ищи теперь Имя Бога». Эти слова оказали на Шибли такое воздействие, что он вошел в экстаз и в своем безумии прыгнул в реку Даджлу, но по Божьей милости волна вынесла его на берег, и он был спасен. Его состояние экстаза делалось все сильнее, и однажды он прыгнул в горящую печь, но не пострадал и не получил ожогов. Он услышал Глас Божий: «Того, кто принес себя в жертву Богу и кому Он глубоко проник в сердце, никто не может убить, кроме Него Самого». Когда экстатическое безумие Шибли выходило из-под контроля, на него надевали цепи и часто помещали в сумасшедший дом. Когда люди называли его безумцем, он отвечал: «Не я, а все вы — безумцы: эта истина откроется вам в Судный день.


Абу-л-Мугис ал-Хусайн ибн Мансур ибн Махамма ал-Байдави ал-Халладж /"Чесальщик Хлопка"/  ( 858 - 922 гг )

     Халладж в своем учении действительно вступает в резкое противоречие с рядом догматов ислама. Правоверный ислам не допускает прямого общения человека, хотя бы даже и пророка, с Богом. Всякое общение этого рода мыслится как осуществляемое через ангелов.
     Так, аскет становится святым (вали) и живым и личным свидетелем реального бытия Бога. В момент такого единения Халладж сказал о себе знаменитое изречение: "Я - творческая истина", т.е., в сущности говоря, выразил несколько иными словами то же, что пытался выразить Байазид.
Tags: Суфизм
Subscribe
promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments