Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Categories:

С днём рождения, Эрмитаж!


Собиратели и раздаватели...
(Распродажа бесценных шедевров)



Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


    Основательницей знаменитого на весь мир музея стала императрица ЕКАТЕРИНА II. День памяти небесной покровительницы императрицы — святой великомученицы ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ (24 ноября по старому стилю, в наше время это 7 декабря) и считается датой основания музея. Императрица всегда помнила, что великими называли правителей, покровительствовавших наукам, философам и искусствам. В феврале 1764 года она приобрела коллекцию берлинского купца Иоганна ГОЦКОВСКОГО в зачет его долга русскому правительству. До Екатерины первые холсты западноевропейских мастеров приобрел еще ПЕТР I, но даже в собирании музейных редкостей первый российский император, воин и строитель, отдавал предпочтение другим экспонатам, составившим основанный им первый музей России — Кунсткамеру.

         Для экспонирования произведений искусства императрица повелела построить Малый Эрмитаж, а когда помещения галереи перестали вмещать все многообразное наследие мировой и европейской культуры была реализована высочайшая воля для строительства Большого Эрмитажа. По поручению Екатерины архитектор Джакомо Кваренги возвел здание Эрмитажного театра, в объем которого был встроен сохранившийся первый этаж бывшего дворца Петра I. Отныне в здании Эрмитажного театра проводились театральные спектакли.



Тициан. Венера перед зеркалом.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.


    Зачем пролетариату высокое искусство? Стране нужна техника! «Картин в Эрмитаже не убудет», — считали вожди, приглашая миллионеров-покупателей из-за рубежа. Безумие мрачного времени: когда люди исчезали бесследно, кто пожалеет о картинах? Боттичелли, Рембрандт, ван Эйк, Рафаэль, Тициан, Рубенс — сотни шедевров живописи молодая советская власть променяла на тракторы.
    По ночам к подъезду Эрмитажа подъезжал воронок, точно такой же как те, в которых увозили людей. Тех, кто его видел, охватывало привычное чувство оцепенения и ужаса. Но на этот раз чёрный автомобиль приезжал не за людьми, а за… картинами. Поутру вместо исчезнувших полотен появлялись таблички «Картина снята для фотографирования» или «Картина на реставрации». Иногда, если картин отсутствовало слишком много, остальные перевешивались так, чтобы не было заметно пустот. Больше этих шедевров никто не видел — бесценные сокровища культуры исчезали из России навсегда.
    Первый, кому пришла в голову «гениальная мысль» о продаже шедевров музейной живописи за рубеж, был не кто иной, как вождь пролетариата, Владимир Ленин. К 1918 году стараниями русских коллекционеров, а также императорской семьи, Россия обладала многочисленными собраниями живописных шедевров. Кроме Екатерины Великой, которая и начала собирать эрмитажную коллекцию, картины для музея приобретали Николай I, Александр I и другие члены императорской семьи, затрачивая на это огромные деньги. Так что Эрмитажу и другим музеям страны было чем порадовать Запад! Ещё в 1920-х годах Ленин писал о том, что предметы искусства нужно легально распродать, причём сделать это необходимо «архибыстро». Эту чрезвычайно «практическую» идею в дальнейшем обеими руками поддержал и товарищ Сталин.
   Единственного человека в правительстве, понимавшего кощунственность происходящего — наркома А. В. Луначарского, — никто так и не пожелал услышать.



Ян ван Эйк. Благовещение.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.


    Для подобных целей была организована специальная контора под названием «Антиквариат». И через неё за рубеж весьма расторопно «уплыли» самые знаменитые шедевры живописи, начиная Рембрандтом и заканчивая Рубенсом. Сопротивляться подобному «развесёлому» предпринимательству в Эрмитаже было некому. Так началась одна из самых позорных страниц в истории СССР — сталинская распродажа картин 1929 — 1934 годов.
     Основным информатором Запада, давшим достоверную информацию о содержащихся в советской России сокровищах, стал англичанин Мартин Конвей, прибывший в Россию в 1924 г. и встреченный с распростёртыми объятиями. В своей книге он отметил, как «любезные» русские возили его по Троице-Сергиевской лавре, знаменитым дворцам, и, конечно, по Эрмитажу, где оставили его на целый день «в полном одиночестве», присмотреться. Предприимчивый англичанин сделал нужную рекламу культурному достоянию советской республики, и вот уже в СССР потянулись первые ласточки (вернее, стервятники): покупатели, привлечённые, словно мотыльки, заманчивым огнём невероятного предложения о распродаже музейных ценностей.





        Первым «приобретателем» картин Эрмитажа стал некий Галуст Гюльбенкян — иракский нефтяной магнат. В его коллекцию переместился «Портрет Титуса» Рембрандта, «Купальщицы» Ланкре. Но даже он, несмотря на очевидную выгоду для себя, осознавал, как любой культурный человек, абсурд происходящего. Ведь подобных прецедентов не знала ни одна страна!
     Г. Гюльбенкян. «Меморандум» Г. Пятакову, 17 июля 1930 года:
  «... Вы вправе спросить, почему же я пишу Вам об этом, когда и сам стремлюсь приобрести эти произведения.
Вы, вероятно, помните, что я всегда рекомендовал Вам и продолжаю советовать Вашим представителям не продавать Ваши музейные ценности, ну а если Вы всё же собираетесь продавать их, то отдать мне предпочтение при равенстве цены, и просил держать меня в курсе того, что Вы намереваетесь продать.
   В публике уже много говорят об этих продажах, которые, по моему мнению, наносят огромный ущерб Вашему престижу (особенно продажи г-ну Меллону, который очень на виду). Возможно, что в некоторых случаях в Америке Вам и удастся добиться более высоких цен, нежели предлагаемые мною. Однако невыгодность сделок, совершённых таким образом, настолько значительна с точки зрения престижа, пропаганды и огласки, что мне приходится лишь удивляться, что Вы всё же идёте на них.
   Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, даёт основание для серьёзнейшего диагноза.»






    Вторым наиболее известным покупателем музейных картин стал американский финансовый «король» и министр Эндрю Меллон. Позже он будет вспоминать в мемуарах, с каким подобострастием сотрудники Внешторга водили его по музеям, уверяя при этом, что «распродают всё что угодно и из любого музея. И что он волен купить любую картину или вещь на своё усмотрение». Вот Меллон и покупал шедевры живописи воистину за бесценок. В апреле 1931 г. Меллон выкупил 21 бесценный шедевр всего за 6 654 053 долларов. Уже через четыре года эти картины оценили в восемь раз дороже. А после войны они стоили просто немыслимые деньги — сто миллионов долларов. Меллон мог бы стать крупным миллионером, просто перепродав купленные в Союзе полотна.



Круг Веласкеса. Портрет папы Иннокентия Х. Около 1650.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.


    При этом любопытно, что эти варварские распродажи картин хранили в глубокой тайне. И ответы на прямые вопросы советским дипломатам за рубежом были однозначны: нет, никаких картин на продажу! Ладно бы «индивидуальные закупки», но аукционные торги скрыть было уже невозможно, и продажа картин превращалась в «секрет Полишинеля». На нескольких распродажах в Берлине и Лейпциге было продано за бесценок 256 шедевров мировой живописи. Среди них — полотна Рубенса, Рембрандта, Фальконе, Кранаха Старшего.



Х. Аверкамп. Сценка на льду.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.


    На примере Эрмитажа подведём итоги: от каких же картин «избавилась» страна во время сталинских распродаж. Из фондов музея на продажу были выставлены 2880 картин, из них 48 шедевров навсегда покинули страну. Это были полотна Яна ван Эйка, Рембрандта, Рафаэля, Тициана. Частично была распродана коллекция фламандской и нидерландской живописи, и другие коллекции, пожертвованные музею в прошлом самыми известными коллекционерами страны. К примеру, Меллону было продано «Благовещение» ван Эйка и рафаэлевская «Мадонна Альба». На аукционах были проданы «Голова старика» Рембрандта, «Портрет старика» ван Клеве, «Святой Иероним» и «Мадонна с младенцем» Тициана, полотна Кантарини, Берне, Каналетто, Морони. Навсегда исчезли из Эрмитажа «Вознесение Марии» Рубенса, «Тайная вечеря» Ван Дейка, «Избиение младенцев» Джорджоне и ещё множество полотен — бывшая гордость страны и ее культурное достояние.



Рафаэль Санти. Святой Георгий, поражающий дракона. Около 1506 г.
Национальная галерея, Вашингтон.


    Половина из столь легко отданных Советским Союзом картин сейчас оказалась в национальных музеях Америки. Так, в Филадельфийском Музее Искусств теперь можно полюбоваться на «Рождение Венеры» Николы Пуссена. Изначально картина была подарена Эрмитажу Екатериной II, и то, что она была куплена в России, в музее никто не скрывает — об этом даже можно прочесть в комментариях под картиной. В Нью-йоркском Метрополитене заняли своё почётное место три эрмитажевских картины — «Распятие» и «Страшный суд» Яна Ван Эйка и «Лютнист» А. Ватто. В коллекцию Гульбенкяна перекочевал 51 один (!) предмет искусства из Эрмитажа, включая живопись. Далее он распродал их по музеям и частным коллекциям, а большинство полотен можно увидеть в лиссабонском Музее Фонда Гульбенкяна.
    Коллекция Меллона, который купил в СССР 21 картину, находится сейчас в Национальной Галерее Искусств США. Там сейчас пребывает «Мадонна Альба» и «Георгий Победоносец» Рафаэля, «Поклонение Волхвов» Ботичелли, этюд к портрету Папы Иннокентия X Веласкеса.



Рафаэль Санти. Мадонна Альба.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.


        Сотрудникам Эрмитажа удалось отстоять серебряную раку Александра Невского, сасанидское серебро (III—VII вв. н. э.), скифское золото, «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи. 25 апреля 1931 года Политбюро приняло постановление о создании списка шедевров, не подлежащих продаже. В 1932 году со складов «Антиквариата» в Эрмитаж вернулись непроданные экспонаты.
        Перечислять можно было бы ещё долго. И, что вовсе парадоксально и невероятно обидно, доход от продажи этих картин был настолько мизерным (не более 1% от валового дохода страны), что фактически не повлиял на развитие экономики. А вот ущерб международной репутации и культуре страны нанёс невосполнимый.





Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фоурмен.
Собрание Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
Tags: История
Subscribe

  • Арам шум-шум

    Международный пионерский лагерь « Артек» . Фото из интернета. С этой новой игрой нас познакомила Таня, недавно возвратившаяся из…

  • Итальянские зарисовки... (4)

    ТРИППА, ПАНИНО И ЛАМПРЕДОТТО Не пугайтесь - это не венерическая болезнь, а изысканное кулинарное блюдо из обыкновенной требухи. Триппа…

  • Итальянские зарисовки... (3)

    Santissima Annunziata (итал.) - это довольно распространённый в Италии эпитет Богоматери, связывающий её с Благовещением. НА ДОРОГУ К БОГУ...…

promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments