Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Category:

Бухарская свадьба: традиции и современность (3)


День третий





        На третий день нашего пребывания мы с Расулом приняли решение, хотя бы "вскользь пробежаться" по старому городу, который - слава Всевышнему - сохранился почти нетронутым, а потому, наряду с Хивой объявлен организацией ЮНЕСКО как "город-заповедник". Так, если отдельные архитектурные ансамбли сохранились и в Самарканде, но их значительно меньше, чем в Бухаре. А кроме того, отдельные памятники несколько теряются и проигрывают на фоне современных зданий. И только в Бухаре и Хиве они сохранились в комплексе, со всей инфраструктурой, то есть, вместе с жилыми глинобитными домами каркасного типа, в котором кстати и по сию пору проживают местные жители. И не только проживают, но и сдают их иностранным туристам, пополняя тем самым свой семейный бюджет. Про бухарский дом я уже писал, кому интересно, то вот ссылка - https://golibus.livejournal.com/185228.html




       Несколько десятков старинных домов даже занесены в своеобразную "Красную книгу" и охраняются государством в виду их особой исторической ценности. Ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие испытываешь попав в "гостиную" старинного бухарского дома, искусно оформленного всевозможными сталактитами, нишами для посуды, которые живописно расписаны в характерном жанре восточной миниатюры, с тонкой резьбой по алебастру ("ганчкори"), с ажурным орнаментом специальных окон-решёток, выполняющих роль кондиционеров ("панҷара"), с удивительными балками ("болор") и полусферическими дощечками ("васса") и ещё многое-многое другое, что поражает воображение современного человека. Конечно, можно понять желание туриста - пожить хотя бы немного в таком доме, чтобы в полной мере почувствовав себя в атмосфере того времени и вкусить все плоды восточной жизни.



      - А ты знаешь, что наш дом снесли? - обратился ко мне брат за завтраком.
      - Как это... - только и смог выдавить я.
      - И не только наш. - продолжил брат - Но и все кирпичные двухэтажки по улице Хамза: на их месте предполагается построить семи или девяти-этажные дома.
      Мне ничего не оставалось, как грустно выдохнуть...



        После завтрака прибыл племянник Феруз - сын моего младшего брата, который предложил, отвезти нас на своей машине в район старого города. Наша короткая экскурсия началась с "пожарки" - такое название закрепилось из-за пожарного пункта, расположенного в самом центре Бухары, на границе старого и нового города.




     Пройдя совсем немного в сторону медресе Кўкальдош, мы обратили внимание на небольшую современную "стекляшку".
     - Что это? - удивился я
     - Обменный пункт валюты. - спокойно пояснил мне племянник и рассказал, что такие пункты теперь можно встретить практически на каждом углу.
     - И каков курс валюты? - поинтересовался я недоверчиво. - Небось, на "чёрном рынке" всё же выгоднее покупать?
     Ответ Феруза меня изумил.
     - Нет: "черного рынка" практически, можно сказать, не существует, поскольку вы совершенно свободно можете приобрести любую валюту по нормальному курсу. Ну, разве что, у частника вам возможно удастся выгадать со 100 долларов всего 2 тысячи сумов.
     - А сколько сумов стоит на сегодня 1 доллар?
     - Где-то, около 8 с половиной тысяч сум.
     - Ха! Это получается, что при покупке валюты у частника я сэкономлю всего лишь чуть более 20 центов со 100 долларов? - удивился я.
     - Совершенно верно. - улыбнулся Феруз.




     Подобных указателей (с названиями на разных языках) немало в старом городе. Очень удобно для приезжих гостей и иностранных туристов. В общем, заблудиться тут практически невозможно.




     На всё про всё у нас было максимум час, а потому, мы лишь бегло пробежались по памятным местам, застав значительные изменения. Судя по интенсивному строительству и реконструкции стало понятно, что туризму тут уделяют особое внимание. Впрочем, это понятно: львиная доля доходов, поступающих в государственную казну, поступает от многочисленных туристов. Их тут встречаешь буквально на каждом шагу.



      "Токи тельпак фурўшон" - что означает "пассаж продавцов головными уборами". Первый пассаж  "Токи саррофон" ("купол менял") мы лишь едва захватили издали, дабы не сбиться с намечаемого маршрута.



       Здесь, по выходу из второго пассажа, совсем рядом с древней (действующей и поныне!) восточной бани ХVI века "Бозори корд", я попросил своих спутников остановиться с тем, чтобы сделать селфи на память. А затем мы опять не спеша двинулись в сторону "купола ювелиров".




         Здесь нам снова, на пути, попались туристы. А ведь, это ещё только начало сезона! Что же здесь будет летом?


      После пассажа "Токи заргарон", повернули налево и пошли вдоль стены медресе "Мир-и Араб", где разложили свой товар продавцы местной керамики и посуды. Несколько слов о самом медресе.

      "Медресе Мири Араб предположительно было построено шейхом тариката Накшбандия Сайидом Абдуллой аль-Йамани Хазарамавти, духовным наставником удельного правителя Бухары эмира Убайдулла-хана и идейным вдохновителем борьбы народов Мавераннахра против иранских завоевателей.
       Долгое время в историографии советского периода господствовала версия, основанная на выводах известных археологов и учёных-востоковедов М. Е. Массона и Г. А. Пугаченковой, согласно которой строительство здания было осуществлено в период с 1530 по 1535/1536 годы. Однако последние изыскания в этой области сдвигают дату начала строительства почти на два десятилетия ранее этого срока. В настоящее время известно, что медресе Мири Араб было построено в ознаменование победы армии шейбанидов над войсками сефевидского шаха Исмаила I в битве при Гиждуване, одержанной в 1512 году.
       С момента основания и до закрытия в начале 1920-х годов медресе Мири Араб являлось одним из самых престижных образовательных учреждений Средней Азии.
       В 1945 году после долгих переговоров с правительственными органами муфтий Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) Эшон Бабахан добился возобновления работы медресе Мири Араб. На протяжении многих лет оно являлось единственным исламским образовательным учреждением в СССР, благодаря чему получило широкую известность во всём исламском мире. Его выпускниками в советский и постсоветский период были такие известные религиозные и государственные деятели как председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтий Азербайджана Аллахшукюр Пашазаде, муфтий Казахстана Ратбек Нысанбайулы, президент Чеченской Республики Ахмад Кадыров."



        Затем, Расулу непременно захотелось увидеть магазин ковров. Ковры оказались высочайшего качества, все ручной работы. Правда и цены тоже, высокие - "кусаются".
        - Не нужна мне ковра, не нужна! - сказал я, выходя из магазина. - Столько лет прожил без ковров, остаток жизни проживу и подавно!
        "Хотя, с коврами было бы уютней... - подумал я, искоса бросая свои взгляды на оставленное место. - Как-то потеплей, всё-таки.




        Таким неспешным шагом мы вскоре подошли к главной доминанте Бухары - к минарету Калян. Ансамбль "По-и Калон" ("У подножия Великого") включает в себя медресе "Мир-и Араб" (слева), пятничную мечеть ("мачит-и Калон") и, собственно, сам минарет, построенный ещё в самом начале 12-го века во времена правления Арслан-хана. Это можно сказать сердце Бухары.



       Наконец, Расул заставил меня обратить внимание ещё на одну лавчонку, торговавшей изделиями бухарских чеканщиков - ещё одно из многочисленных ремёсел, коими славилась во все времена Благородная Бухара.




         По завершению короткой экскурсии мы возвратились домой и - оказалось - вовремя: потому как нас ждал изумительный "балаза-нахёт", о котором мне тоже уже приходилось писать в свой книге "Магия Востока", посвящённой среднеазиатской кухне. Понятное дело, что вкушать такой суп без водочки смеют лишь отъявленные мерзавцы и законченные олухи.
      - Как: опять водка?! - постарался я состроить приличия ради возмущённую физиономию - Ну, сколько можно?!
      Впрочем, наблюдательные хозяева успели заметить, как я уже в следующую секунду, в предвкушении удовольствия, стал потирать свои ладони под столом.
      - Так, чуть-чуть... - заверили они меня - Только для аппетита.
      Роль Нерона дотянуть до конца мне не удалось: аппетит, как оказалось, всё же взял своё.


ТӮЙ (ВЕЧЕР)




      Не скрою: я, конечно же, уже давным-давно признал себя законченным алкоголиком, но никак не мог предполагать, что даже у алкоголиков, оказывается, могут существовать свои ограничения. Так, уже на третий день своего пребывания на родной земле, вдруг обнаружил у себя две фобии: первое - боязнь водки и второе - страх перед едой. Если бы кто-нибудь о нечто подобном заикнулся бы передо мною ещё с неделю тому назад, я бы просто, расхохотался ему в лицо. Здесь же, дело обстояло несколько иным образом. А потому, приняв за обедом совсем немного (не более полкило) "на грудь", я заявил всем, что у меня по заведённому распорядку "тихий час". Тем более, что вечером нам всем предстояло отправиться в ресторан "Ульфарҷон" - на очередное мероприятие, которое озаглавлено как "Вечер". Собственно, это то самое, что известно любому россиянину, знакомому с понятием свадьба, которое прочно ассоциируется с застольем и выпивкой в кругу близких и знакомых.
      Самое интересное, что на Востоке подобного мероприятия просто не существовало: там и без выпивки могли веселиться.
      И - тем не менее...



     Наконец, в пятом часу вечера я проснулся из-за каких-то непонятных звуков, доносившихся со стороны прихожей. Как вскоре выяснится, это приехали фотограф и кинооператор. Сейчас это уже никого не удивляет. Хотя... ещё каких-то 35 лет тому назад, мы с Леной даже и не вспомнили о фотографе. И потому, у нас нет ни единой фотографии нашей свадьбы. Для сравнения: у нас, все 30 человек гостей разместились в одной комнате общей площадью в 18 кв.метров.  И - тоже - были счастливы.
     Жених фотографируется рядом с отцом, перед самым главным вечером в своей жизни.






        Обилие "золота" и прочих элементов архитектурных излишеств, характерных для определённого сословия людей (как в России, так и в Узбекистане), почему-то, невольно мне напомнило цыганских баронов и мне не оставалось ничего другого, как с раскрытым пастом (пастью") лишь протянуть: "Да-а... бохато... бохато!"
      Встретившись здесь же, спустя каких-то полчаса, с одним из своих близких друзей (кстати, бывшим главным архитектором города) я осторожно поинтересуюсь:
      - А это, случайно, не твоё произведение?
      На что он, скромно опустив голову, вынужден будет признаться:
      - Ну что ты: до такого я ещё не дорос - такое мне пока не по плечу.
      И я не премину заметить озорные иронические искорки в его глазах. Отчего мы оба одновременно рассмеёмся. Но - об этой личности, разговор особый.


Мой друг, ровесник, земляк и единомышленник - Зоиршо Кличев

     Именно  благодаря этому человеку, Бухара сохраняет своё неповторимое лицо, свой узнаваемый архитектурный облик. Его новаторство в области современной архитектуры города нашло свой отклик в сердцах многих бухарцев, любящих свой город, чтущих традиции и оберегающих Бухару от всякого рода коммерсантов, бизнесменов и олигархов всех мастей, которым наплевать на культурное и историческое наследие, а главное - набить себе карманы, пока живы. Знакомо, не правда ли? Вот и в Бухаре есть такие люди, которые порою огромной ценой моральных и физических сил отстаивают культурное наследие, доставшее нам в память от наших предков, оберегая родной город от варварской застройки и привнося свои идеи, которые органично вплетаются в современный облик нашего города, гармонично соседствуя с памятниками древней архитектуры.  Не случайно, он удостоен одной из высших наград Франции.  Даст Бог, я ещё напишу специальный очерк о его работах, которые во множестве можно встретить в районе старого города. А пока... Пока, мне ничего не оставалось, как - подарить ему свою книгу. Будь здоров и энергичен, дорогой мой друг!

   




      Наконец, спустя примерно через полчаса после начала вечера, когда гости уже были в полном разгаре, на горизонте появились молодожёны. Все встают, встречая молодых. А невеста, в свою очередь, согласно традиции плавно раскланивается перед гостями ("таъзим мекунад"), что означает почтительность и покорность.



    Сказать откровенно, описывать подобные застолья, с похожими друг на друга сценариями, лично для меня, мало привлекательное занятие: ну кому, кроме меня, могут быть интересны мои родные и близкие? И - тем не менее... С учётом того, что от той огромной страны, в которой мы все воспитывались и росли, не осталось даже малюсенькой точки на политической карте мира, принимая во внимание все те перипетии и события, выпавшие на долю одного только нашего поколения в так называемую "эпоху перемен", несложно догадаться, что благодаря вот таким вот вечерам мы смогли оказаться в одном месте в определённый час.




      И потому, моё волнение было вполне обоснованным и понятным: когда ещё сподобится мне в следующий раз увидеть стольких дорогих и близких мне людей, рядом с которыми прошла моя юность, моя молодость, мои самые лучшие годы? Мне было одновременно грустно и приятно сознавать этот факт. Глядя на них, я подумал: "Боже, как оказывается стремительна и быстротечна наша жизнь!"




     А ещё мне почему-то подумалось, что не ТАМ (в Раю или Аду), а именно здесь, на пороге нашей жизни, мы все обязаны отчитаться - если не перед Всевышним, то хотя бы перед самим собой - за всё то хорошее и плохое, что было сотворено нами. И - покаяться. Ведь, мы уйдём опять в то Небытие, откуда пришли и ничего не заберём с собою, кроме своих грехов. Оставив на этой Земле лишь свой еле заметный след, в виде памяти в потомках. Который и тот со временем исчезнет и сотрётся навсегда...




     Но, похоже, я как всегда рассопливился. В конце-концов, мы ведь присутствуем на свадьбе, где все пьют, едят и веселятся. А потому, пока жизнь продолжается, надо жить! И я, который в быту такой тихий и скромный, вдруг не сдерживаюсь и спешу к каждому столу, торопясь высказать самые сердечные слова любви и признательности своим близким: мне кажется это так важным - сказать именно сейчас, пока и я, и они ещё живы. И - пью... и - пью... За тех, кто пока ещё с нами, и за тех, кого уже нет на этом свете, но которые остаются в наших сердцах.




   Да, чуть было не забыл: а вот ещё один из интересных обрядов, именуемый как "ҷомапўшон" ("ҷома" - означает "халат", а "пўшон" - глагол, который переводится как "одевать", "надевать"). Как правило, на подобного рода свадьбах, можно совместить и обряд "малой свадьбы" или, как ещё принято говорить в местной среде "тўи-суннат" ("обрезание крайней плоти у ребёнка мужского пола") - https://golibus.livejournal.com/58153.html
   То есть, официальную часть можно провести сейчас (это очень удобно и менее затратно), а уж само обрезание можно сделать значительно позже, когда ребёнку исполнится нечётное количество лет. В данном случае, мой внучатый племянник Мирсаид уже получил такое посвящение, с чем его я искренне поздравляю!




    Ну и напоследок - свадебный танец жениха и невесты - куда же без него!
  Странно и очень не похоже на меня, но должен сказать, что я стойко выдержал до самого конца и даже проводил молодожён до машины, а сам остался пировать: вот, что значит, российская закалка!



    Более того, одним из последних покинул ресторан. В здравом уме и сознании. А вот уже, как добрался до дому и как рухнул в кровать, этого - простите - не помню. Спокойной ночи всем!


(Продолжение следует...)
Tags: Репортаж
Subscribe

  • Урра-а! Склад!

    - Теперь он и тебя сосчитал... (из м/ф «Козлёнок, который умел считать до десяти») Друзья, спешу поделиться с вами очередной…

  • Рабочие будни...

    На днях к нам на работу нагрянули... китайцы. Да-да - прямо на кухню! - Голиб, завтра побрейся, пожалуйста, и оденься во что-нибудь более…

  • Гостиница "Спутник"

    (из цикла "Моя трудовая деятельность") ЕСЛИ ЖЕНЩИНА ПРОСИТ... В перерыве между раздачей служебного питания присаживаемся с моей…

promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments