Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Categories:

Про эмира, Насреддина и... верблюдов





- Ты прав, о мудрый начальник, - смиренно ответил Ходжа Насреддин, снова развязывая пояс. - У моего ишака в Бухаре действительно великое множество родственников, иначе наш эмир с такими порядками давным-давно полетел бы с трона, а ты, о почтенный, за свою жадность попал бы на кол!
Прежде чем сборщик опомнился. Ходжа Насреддин вскочил на ишака и, пустив его во весь опор, исчез в ближайшем переулке.
- Скорее, скорее! - говорил он. - Прибавь ходу, мой верный ишак, прибавь ходу, иначе твой хозяин заплатит еще одну пошлину - собственной головой!
(Л.Соловьев "Повесть о Ходже Насреддине")


      Нет, что ни говори, но мы живём в удивительное время. Когда, за одно лишь недоверие к действиям существующей власти, запросто можно засадить в "кутузку" или "автозак", переломать тебе кости, засудить и отправить на несколько лет в места не столь отдалённые... Отбирать у больного диабетом инсулин, а потом сознательно доводить его до комы - это уже, извините, не СССР. И даже не фашизм! Это нечто по-страшнее и ужаснее... Простите, но я - как всегда - с самого начала несколько отвлёкся от того, о чём собирался вам поведать.
      Что подвергает сомнению, распространённое убеждение, что человек учится только на собственном опыте? Отдельные эксперименты подтверждают кое-что о человеческом образовании, что применялось на Востоке на протяжении тысячелетий и было распространено на Западе в период Средневековья. У Мастера были ученики; и они обучались, наблюдая за ним и находясь в его присутствии.
      Однажды ходжа Насреддин предстанет перед эмиром по обвинении в ереси. Он признался в том, что говорил людям следующее: "Мудрецы, подобные этим, невежественны, нерешительны и невразумительны."
- Насреддин, ты можешь высказаться первым. - благосклонно обратился к нему монарх.
- Могу я задать учёнейшим всего один вопрос? - робко произнёс ходжа.
- Приступай. - Эмир утвердительно кивнул своей чалмой.
- О, мудрецы! Что есть хлеб?
 "Хлеб"? Что за глупый вопрос? - рассмеялось собрание.
 И - тем не менее - Насреддин потребовал от мудрецов ответа на поставленный вопрос.
 - Хлеб - это субстанция, предназначенная для питания людей. - заявил один из них. - В действительности, это еда.
 - Хлеб... хлеб. - глубоко задумался второй и продолжил - Это сочетание воды и муки, смешанных в определённой пропорции и подверженных воздействию определённого тепла.
 - Это благословение, которое нисходит подобно манне небесной - начал третий. - Это дар Господа, невзирая на человеческое беззаконие и на его не заслуживающее того состояние...
 - Хлеб - это субстанция, - заявил четвёртый - из которой человек получает питательное вещество.
 - На протяжении  веков, учёные и мудрецы искали ответ на этот вопрос. - заключил наконец пятый мудрец. - Но до сих пор, необходимо признать, что никто в действительности не знает.
 - Ваше Величество! - обратился ходжа Насреддин к повелителю - Как Вы можете доверять этим людям? Не странно ли, что они не могут согласиться насчёт природы того, что они едят каждый день, и в то же самое время единодушны относительно того, что я еретик?


И в заключение (для поднятия настроения), небольшая известная старинная задачка, несколько видоизменённая и представленная в авторской интерпретации.







- Валико, восемь было: один баран куда делся?
- А себя ты посчитал?
- Нет.
- Так восемь - это было вместе с тобой...
(Из к/ф "Мимино", реж. Г.Данелия)


       Жил-был однажды старик, который не хотел, чтобы его дети - его три сына - превратились в жертвы ограниченного мышления. Поэтому, находясь у врат Вечности, он составил завещание, в котором говорилось, что всем трём своим сыновьям он оставляет в наследство стадо верблюдов, коих числом было ровно семнадцать. С указанием, что первый сын должен получить половину от этих семнадцати верблюдов, второй сын должен получить треть от указанного общего количества верблюдов, а третий сын - девятую часть от этого.
      И по смерти отца, когда сыновья приступили к выполнению завещания, то вынуждены были признаться, что не могут справиться с поставленной задачей. Так как семнадцать не делится ни на два, ни на три, ни на девять.
      "В таком случае, не продать ли нам верблюдов?" - задумались братья.
      Но в этом случае, получалось, что они нарушают правило завещания.
      Поразмыслив ещё немного, они подумали, что могли бы зарубить этих верблюдов, но... тогда, это не только не шло поперёк воли отца, но также, было бы нехорошо по отношению к самим верблюдам.
       Таким образом, им оставалось лишь одно - найти мудрого человека, который помог бы им разрешить эту задачу.                  После долгих поисков, им наконец улыбнулась удача и на их жизненном пути встретился ходжа Насреддин. Он выслушал внимательно братьев и сказал:
       - Я добавлю своего верблюда к этому стаду.
       В итоге получилось восемнадцать верблюдов.
       - Теперь мы можем приступить к выполнению воли вашего отца. - улыбнулся ходжа и продолжил - следовательно, девять верблюдов, являясь половиной стада - доля старшего сына, шесть (одна треть от стада) - отходят к среднему и два (одна девятая) - доля, которая причитается младшему сыну.
        В итоге, остаётся лишь один верблюд, которого и забирает себе назад мудрец, в точности исполнив завещание старика и обучив тем самым молодых людей тому, чего желал от них добиться их отец.
Tags: Байки бухарского квартала Петербурга
Subscribe

  • Подарок-картина...

    худ. Тея и Мира Саидовы, «Лена и Бободжон», бумага, акварель, июль 2021 г. Я всегда был уверен, что талант рано или поздно всё…

  • Этот день в истории: Роберт Рождественский (1932 - 1994)

    ...И даже в краю наползающей тьмы, за гранью смертельного круга, я знаю с тобой не расстанемся мы. Мы – память, Мы – память.…

  • Хафиз Шерази

    Мавзолей Хафиза в Ширазе, Иран. Кликнув по фото, можно прослушать произведение в оригинале, в исполнении Ахмада Шамлу (1925 - 2000). (В…

promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment