Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Category:

Бухарские миражи (Отрывки из глав)



ОТ  АВТОРОВ

        «Волга впадает в Каспийское море» — существует известное выражение, подразумевающее неопровержимый факт или аксиому. Следуя в русле подобной метафоры, можно было бы несколько перефразировать и сказать: «Амударья впадает в Аральское озеро», но… Арала уже нет. Он, можно сказать, умер — осталась лишь небольшая «лужица» на карте мира. Как и не существует уже — увы — той Бухары, которая была некогда воспета знаменитым основоположником таджикской литературы — великим и непревзойдённым Абуабдуллоҳ Рӯдаки.
   

           Как явствует из трактата «Чаҳор мақола» Низами Арузи Самарканди, по преданию, эмиру Насру I (864—892), сыну Ахмада так приглянулся Герат, что он там задержался на несколько лет. Тем более, что это совпало с лучшим периодом правления Саманидской державы: всё было благоустроено, страна не знала врагов, армия была готова выполнять все распоряжения, и само время было счастливое, а счастье — полным. Наконец, близкая монарху свита и военачальники догадались, что он намерен и ближайшее лето провести в Герате. И тогда придворными было принято решение, обратиться к самому «Адаму поэтов» — такое прозвище («ляқаб») было присвоено Рудаки. Далее:

      «Тогда военачальники и высшие сановники государства отправились к устоду Абуабдулло ар-Рудаки (а из собеседников падишаха не было ни одного, кто был бы так почитаем и авторитетен, как он) и сказали ему: «Мы одарим тебя пятью тысячами динаров, а ты прояви такое искусство, чтобы падишах покинул эту землю, ибо сердца наши изнывают в тоске по детям, а душа томится в стремлении к Бухаре». Рудаки согласился, а нащупав пульс у эмира и зная его нрав, он понял, что прозой он не проймет его, и обратился к поэзии, сложив касыду. Когда эмир утром опохмелялся, поэт вошел и сел на свое место и, когда умолкли певцы, он взял чанг и начал касыду на мелодию «ушшок».

       «Он как тополь! Ты как яблоневый сад!» — Здесь, «Он» — имеется в виду эмир; «ты» — Бухара. — «Тополь в сад благоухания приходит.»
       Когда Рудаки дошел до этого бейта, эмир был так взволнован, что сошел с трона и без сапог вздел ногу в стремена своего оседланного скакуна и направился в Бухару, так что шаровары и сапоги ему доставили лишь в Бурун, через два фарсанга; там он обулся и не выпускал поводьев из рук нигде, вплоть до самой Бухары».
       Напомним лишь начало этой известной касыды:

Бӯи ҷӯи Мӯлиён ояд ҳаме,
Ёди ёри меҳрубон ояд ҳаме!

Ветер, вея от Мульяна, к нам доходит,
Чары яр моей желанной к нам доходят!
(Перевод И. Сельвинского)

         Мы вполне сознательно сделали это отступление, совершив путешествие во времени на целое тысячелетие назад в прошлое. В то счастливое время, пришедшее на «пик расцвета» столицы Саманидов и всего бухарского оазиса. Когда и в помине не существовало ни Нью-Йорка, ни Москвы, ни — Санкт-Петербурга. Сознательно или нет, но историками и учёными давно предана забвению одна из уникальнейших цивилизаций, существовавших когда-либо на нашей планете.
         Да-да, дорогой читатель, ты не ослышался — стараниями многих поколений завоевателей, а затем и так называемых «освободителей», постепенно, шаг за шагом, стала впадать в забвение, а затем и вовсе растворилась и оказалась стёртой с лица земли одна из интереснейших и богатейших культур.
         Нам со школьной скамьи кое-что известно о древних пирамидах и египетском сфинксе, чуть более — о греческих мифах и римской империи, а вот, о бухарской цивилизации… О ней имеют представление лишь ученые-востоковеды да те немногие из «могикан», которые чудом, в единичном экземпляре, сохранились до наших дней, словно реликтовые ископаемые, по останкам которых мы можем судить о существовании некогда мамонтов.
         Для того, чтобы понять — в чём именно заключалась её уникальность, достаточно лишь почитать работы таких востоковедов, как О. Сухарева («Бухара XIX начала ХХ вв», «Квартальная община позднефеодального города Бухары») и Л. Ремпеля («Далекое и близкое»), труды И. Крачковского и Е. Бертельса, И. Брагинского и М. Салье, А. Семёнова и Г. Пугаченковой…
         Необходимо, ознакомиться с тысячелетней историей Бухары, с его многовековым укладом, традициями, обрядами и обычаями, уходящими своими корнями в до исламскую эпоху. Проникнуться таинственной и завораживающей аурой, исходящих от архитектурных памятников, покрытых священной пылью и печатью древней седины. Ведь, начиная с детской колыбели и домашнего порога, до глубокой старости и обряда похорон, вся жизнь бухарца была регламентирована особым укладом, который был продиктован самой жизнью. Возьмите любую бытовую мелочь, и вы будете изумлены и покорены тем, что наши предки, оказывается, были намного мудрее, чем это может показаться на первый взгляд.
         К сожалению, время не щадит никого: ни людей, ни города, ни страны, ни — эпохи… Всё стирается в тлен и придорожную пыль. И лишь только память — она одна — предназначена, сохранить и донести до потомков хотя бы малую часть того, что некогда являлось украшением и достоянием отдельно взятой цивилизации. С тем, чтобы следующие поколения смогли по крупицам восстановить настоящую картину некогда былого величия и славы этого древнего города. Ибо только память и знание собственной истории способствуют продвижению вперед, к объективному осмыслению жизненного опыта и к осознанию собственного предназначения на этой Земле. Так как без знания своего прошлого, невозможно двигаться в будущее: прежде чем построить крепкий и надёжный дом, мы начинаем с того, чтобы положить в основание прочный фундамент. И только опираясь на него, можно приступать к следующему шагу.
         Вот и мы рискнули, совершить робкую попытку — написать книгу про свой родной город, охватив по возможности широкую палитру областей: историю, архитектурные памятники, этнографию, фольклор, литературу, поэзию, наконец, про самих бухарцев и их своеобразный юмор. Словом, всё о Бухаре! Правда, «всё» — звучит, наверное, слишком дерзновенно, самонадеянно и даже вызывающе нескромно. Тем не менее — отчасти это так. Хотя бы потому, что обуславливается нашим желанием, поведать о том, что ещё сохранилось в нашей памяти, в памяти наших современников. Ибо, одним из главных побудительных мотивов к созданию данной книги послужил… страх. Страх, что с исчезновением «последних из могикан», поколение молодых бухарцев, лишившись своих корней и знания истории родного края, будут обречены в лучшем случае, на растительное прозябание, ну а в худшем — на окончательное забвение.
         Итак, пусть читатель сам выберет для себя, к какому жанру следует отнести данное произведение: справочник, путеводитель, мемуары, эссе?
         В заключение, остаётся лишь поблагодарить широкий круг друзей, помогавших нам при создании данной книги. Хочется выразить особую признательность и благодарность нашим друзьям-гидам, специалистам по истории, этнографии, архитектуре и прочих отраслях, которые безвозмездно и от души помогали нам в составлении этого сборника. И среди них следует отметить — в первую очередь — конечно же, А. Хасанова и З. Кличева, без активного участия которых эту книгу вряд ли можно было бы считать состоявшейся. Особо стОит упомянуть также и многочисленных гидов, экскурсоводов и людей, творчески увлечённых своим любимом делом, к числу которых относятся: Б. Курбанов, А. Раззок Бухари, Р. Хусаинова, А. Муртазаев, Е. Некрасова, Ю. Шарипов, С. Салим и др. специалисты.
Tags: Мои книги
Subscribe

  • Арам шум-шум

    Международный пионерский лагерь « Артек» . Фото из интернета. С этой новой игрой нас познакомила Таня, недавно возвратившаяся из…

  • Итальянские зарисовки... (4)

    ТРИППА, ПАНИНО И ЛАМПРЕДОТТО Не пугайтесь - это не венерическая болезнь, а изысканное кулинарное блюдо из обыкновенной требухи. Триппа…

  • Итальянские зарисовки... (3)

    Santissima Annunziata (итал.) - это довольно распространённый в Италии эпитет Богоматери, связывающий её с Благовещением. НА ДОРОГУ К БОГУ...…

promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments