Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Categories:

Бухарские обряды: домодбари


Священный огонь Бухары





             В этом году мне снова повезло. Будучи в гостях у племянницы, мне довелось застать (у их соседей) бухарскую свадьбу. Вернее - всего лишь один из обрядов, совокупность которых собственно можно назвать словом "бухарская свадьба". А именно: «домодбари» - торжественное шествие жениха к дому своей суженой. Мне уже доводилось писать о бухарских обрядах, но тут я вынужден немного повториться и существенно дополнить, дабы общая картиная выглядела полнее.
    «Домод» - в переводе на русский означает «жених», а неопределённая форма глагола «бурдан» - «нести», «сопровождать». Таким образом, ближе к вечеру, к дому жениха прибывают гости (преимущественно мужчины) и близкие друзья, которые обязаны сопровождать жениха к дому невесты.
    Само шествие предполагает наличие неизменных атрибутов, сопровождающих процессию, а именно - двух факелов («машъал») на длинных шестах, которые несут два факелоносца по обе стороны от жениха, окруженного толпой его близких друзей. Под скандирующие выкрики друзей, плотно облепивших со всех сторон жениха, толпа не спеша движется по направлению к дому невесты.


              Меж тем, в доме невесты полным ходом идут свои приготовления: расстилают узкие длинные стёганые ватные одеяла («кўрпа-кўрпача»), заставляют всевозможными яствами и сладостями скатерти («дастархон») и подготавливают у входа в дом кучу хвороста (как правило, стебли хлопчатника /«гузапая»/, которые хорошо и ярко горят, выделяя огромное количество тепловой энергии и при этом быстро сгорают) с тем, чтобы в нужный момент поджечь импровизированный костёр, символизирующий очищение огнём и являющийся в представлении бухарцев неким оберегом от дурного глаза, зависти и прочей порчи.
            Корни этого древнейшего обряда теряются далёком зороастризме, когда и в помине не существовало ислама. Тем удивительнее, что он сохранился почти в неизменном виде до нашего времени. Я не случайно обронил слово «почти»: ниже предоставляю два фото с разницей в два года, где форма факелов (в угоду современным представлениям о любви) подверглась заметной трансформации. Но не станем придираться, ибо суть самого обряда осталась без изменений.




Бухара, 2019 г.   







Бухара, 2021 г.


     Под скандирующие выкрики друзей, плотно облепивших со всех сторон жениха, толпа не спеша движется по направлению к дому невесты. Это яркое и завораживающее зрелище, уходящее своими истоками в глубокую древность, несомненно, имеет доисламские, а точнее зороастрийские корни. Удивительным образом, пройдя через века и столетия, оно сохранилось и дошло до наших дней.
     Глядя на пляшущие языки пламени факелов, выхватывающие внезапно из мрака отдельные фигуры людей, человек как бы теряет связь со временем, переносясь в то далёкое прошлое, где отсутствуют всякие штампы и условности, где нет места никаким религиям и догмам, а витает лишь чистый дух, та изначальная сущность, что заложена в каждом из нас с самого начала сотворения мира. Что-то очень радостное, родное и в то же время необъяснимое словами, вибрирует внутри, готовое вот-вот сорваться и позвать вас за собой, в словно оставленный забытый родной дом. И только в самый последний момент сознание реальности существующего мира и страх перед неизвестностью (хотя и желанной), удерживает от дерзновенного полёта. Во всяком случае, именно такие ощущения всякий раз я испытывал, находясь внутри подобной процессии, когда был совсем маленьким ребёнком, и те же самые – ощущаю и теперь – будучи уже в зрелом возрасте.
    Раньше весь путь полагалось проделывать пешком. Сейчас времена изменились. Теперь довольно часто, если путь до дома невесты не близок, заказывают автобус и едут в нём, останавливаясь примерно за квартал от означенного дома.
    Жених, вобравший в себя все существующие в мире добродетели, обязан скромно потупив взор, идти навстречу объекту своего обожания. При этом сдержанность и скромность должны превалировать над всеми остальными чувствами. Так это полагается по этикету.
    На самом же деле, бывает по-разному. У меня до сих пор не стёрся из памяти эпизод, вызывающий улыбку, когда мы вели «новоиспечённого» жениха – моего соседа – к дому его возлюбленной. То ли толпа была слишком вялой, то ли ребята были уставшими, но то, что традиционного и дружного скандирования с выкриками «А-а-а-ааа!» не выходило – этот факт был, что называется, налицо. Другой, на месте жениха, возможно бы и расстроился («Эх вы, а ещё друзья называются…"). Однако вы не знаете моего соседа. Нисколько не растерявшись, находясь в плотном кольце окружения своих друзей, он вдруг из скромного жениха превратился в… главного «запевалу». Криками «А-а-а-ааа!» он стал заводить всю «дружину». И хотя взрослые пристыдили чересчур прыткого жениха, эффект получился своеобразным: до самого дома невесты толпа стонала от распираемого хохота, держась за животы и пытаясь ещё при этом орать, насколько позволяли челюсти, которые свело от смеха…
   Однако вернёмся к тому, как должно быть, согласно традиции. Сторона невесты, тем временем, тоже зря времени не теряет, подготавливаясь к встречи домода. Перед домом невесты, недалеко от порога, сооружается большой костёр, который следует поджечь со всех сторон в тот момент, когда процессия жениха появится на горизонте. Делать это нужно со знанием дела: если зажечь раньше времени, то костёр может потерять свою силу (а то и вовсе прогореть) к тому моменту, когда гости поравняются с ним, и наоборот: считается неудачным, если жених подошёл, а костёр ещё только-только начинает разгораться. Поэтому такое ответственное дело поручается не всякому «пожарнику».
   Теперь представим, что все получилось как надо: свита жениха подошла к дому невесты именно в тот момент, когда языки пламени вот-вот вознесутся к небу. Жар, конечно, кругом порядочный. Теперь, по традиции жених со своими друзьями должен три раза обойти костёр, прежде чем переступить порог дома своей суженой. Обход следует совершать не спеша. Конечно, неплохо было бы быстро пробежаться, но… авторитет ронять не хочется.
   Поскольку друзья ни на минуту не разжимают кольцо, в центре которого находится жених, то – понятное дело – жарче всего приходится тем из его друзей, которые находятся со стороны пламени. При этом, скандирование не прекращается. Не раз бывало, что после троекратного обхода у кого-нибудь дымилась подошва обуви. Тут, однако, ничего не попишешь: любовь требует жертв.
    Наконец, обойдя три раза  полыхающий костёр и очистившись огнём Ахурамазды, жених и его свита могут пересечь порог дома невесты. Обход совершается по часовой стрелке. Машъал (факела) оставляют снаружи дома, воткнув шесты в землю, рядом с догорающим костром. Скоро погаснут и они.



\





  С самого начала и почти до самого конца, данный обряд неизменно сопровождается группой музыкантов, специально нанятых для такого торжественного случая. Как правило, ансамбль состоит из 3-4 человек: «нагорачи» (барабанщик), «карнайчи» (музыкант дующий в длинную трубу с широким раструбом на конце) и «сурнайчи» (флейтист, кларнетист... называйте так, как вам больше по душе - музыкант играющий на своеобразном инструменте, напоминающий своим звучанием симбиоз жалейки и шотландской волынки).
  Как мы с вами успели заметить из вышеприведённого видео-ролика, тут тоже не всё так гладко, ибо в этом ансамбле музыкантов «Зарб гурухи» присутствует аж целых 4 (!) карнайчи, зато отсутствует «прима» - сурнайчи, что несколько смазывает традиционную общепринятую картинку. Между прочим, как поведал мне сам руководитель данной группы - Джамшид Сафаров -  он является потомственным музыкантом аж в третьем поколении! Если довериться информации, почерпнутой мною у этого барабанщика, то его отец - усто-Хаким Сафаров - передал своё ремесло сыну, а дед - тот вообще, легендарныя личность, зафиксированная на старинных фотоснимках - усто Ато буль-буль, что можно перевести коротко, но ёмко - «соловей». Вот тебе и преемственность поколений, цепочка которой не прерывается и в наши дни!
           Существенная деталь: традиционно, в процессе "оркестрового"  действа, словно по мановению волшебной палочки ведущего, музыка внезапно на несколько секунд прерывается и глава ансамбля речитативом наскоро (в течение 5 - 10 секунд) благословит молодых и всю их родню, желая этому дому радости и счастья. После чего, в дело вновь вступает барабанная дробь и звуки сурная и карная. Так вот, насколько мне помнится (по детству), раньше, все эти пожелания велись на чисто бухарском языке, то есть, исключительно по-таджикски. В наши дни, как правило, они звучат уже по-узбекски. Мне повезло: я застал редкий случай дипломатической эклектики, когда один куплет произносится на узбекском языке, а второй, всё-же, на родном, бухарском.







Бухарские музыканты: на карнае ака-Раби, барабан ака-Музаффар, сурнай - Ато буль-буль ("соловей"). Фото из интернета.


  И в заключении, пару слов о танцорах на ходулях - неизменном атрибуте любого подобного празднества. Раньше, они не только танцевали и даже выделывали «сальто-мортале», но и заводили публику до экстаза своей поистине дьявольской игрой на национальных кастаньетах, именуемых в народе как «кайрок». В наши же дни, их репертуар не блещет особыми танцами и прыжками: слегка и примитивно постучав кастаньетами, они сразу же направляются к толпе зрителей, стремясь как можно больше собрать денежного урожая. И это, конечно же, не может не удручать...
  Даже находясь на «территории невесты», друзья жениха тесным кольцом прячут домода от остального окружения. Они могут слегка расступиться, пропуская жениха вперёд и оставаясь сами сзади него лишь тогда, когда жених в сопровождении оямулло медленно двинется в сторону чимилика. Вы хотите спросить меня: что такое «чимилик»?
 Здесь я мог бы немного покочевряжиться и на восточный манер произнести: «Но тут прокукарекал на заборе петух (или «заорал под дувалом старый ишак») и Шахерезада прекратила дозволенные речи…»
 Но, поскольку до утра ещё далеко, то я вам отвечу на это просто: что такое «чимилик» вы узнаете в следующей серии.
Tags: Бухара
Subscribe

  • Хижина Дада-Джона...

    - А то, всё - кабинет, кабинет... (из к/ф «Кавказская пленница») «Обещанного три года ждут» - есть такая…

  • Алаверды

    Впервые в жизни, я не смог ответить персонально каждому... это было бы просто нереально: прочитать, вникнуть в текст, осмыслить и уже потом…

  • Овощной суп

    ОВОЩИ В ПОМАДКЕ - А ещё я видел сон, как мои волосы ушли на базар - покупать себе гребешок... Йих-хи-хи-хи-хи... (из к-ф…

promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments