Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Category:

Бухара: вчера, сегодня, завтра... (9)



Что делать?! Мир стоит на воровстве!
Воруют в Самарканде и в Хиве,
В Ширазе, в Тегеране и в Стамбуле,
И даже — страшно вымолвить — в Москве
(Л.Филатов «Возмутитель спокойствия»)





Старый колхозный рынок на месте бывшего медресе Бадал-бека, Бухара, 1970 г.


       Мы с вами подходим к одной из грустных страниц сегодняшней Бухары, которая касается планировки и застройки исторической части города, с учётом специфики, инфраструктуры и уклада жизни самих коренных бухарцев. Почему «грустной»? Да потому, что наряду с талантливыми зодчими и мастерами, искренне переживающими за судьбу родного города, существует немалая прослойка тех чиновников и влиятельных людей, от которых и зависит принятие конкретного решения. И надо признаться, что пока судьба одного из уникальнейших проектов - строительства базара «Шахристон» - зависла под большим вопросом.



Пустырь на месте «Бозор-и биринҷ»(«Рисового базара»), Бухара 2021 г.


       Почему это так важно? Потому, что базары на Востоке всегда играли ключевую роль в жизни города и её коренных жителей. Более того, если брать конкретную историческую часть города, то я ещё с детских лет хорошо помню как тут кипела жизнь. Благо, дома наших бабушек и дедушек находились буквально в двух шагах, сразу за мечетью Ходжа Зайнитдин, в квартале Мирзо Файёз. И сейчас, когда я вновь стою вот на этом пустыре - месте, где некогда находился «Бозор-и биринҷ»(«Рисовый базар») - то у меня сжимается сердце от мысли, что он уже более никогда не возродится и что прежней, живой и много пёстрой толпы мне вряд-ли теперь суждено увидеть.




Лавки по улице Коммунаров, Бухара, 1969 г.



       Почему-то, именно картинки, связанные с посещением этого базара, наиболее глубоко и ярко впечатались в мою душу с самых детских лет. В годы моей юности, он пользовалcя широкой популярностью у жителей Бухары. Звался он просто, «Бозор-и раста». Совсем рядом с этим базаром располагалось ветхое (каркасного типа) здание редакции областной газеты «Бухоро хакикати» («Бухарская правда»), в котором работал сначала ответственным секретарём, а потом и заместителем редактора мой отец – Саидов Бахшилло Абдуллаевич.
       Раз в неделю в нашем доме раздавался телефонный звонок. Звонил папа и спрашивал меня. Я невольно скисал, ибо догадывался, что сейчас мне предстоит сесть на автобус, курсирующий по второму маршруту (всего их было не больше десятка) и ехать в «старый» город, к отцу. В обеденное время мы заходили на этот шумный и пёстрый базар, где родитель не спеша совершал покупки, загрузив меня основательно авоськами с овощами и затем, провожал до остановки у Арка.
       Ни один восточный город немыслим без базара. Правда, справедливости ради следует отметить, что раньше базаров было на порядок больше, нежели сейчас и это понятно: ведь базар являлся не только местом купли-продажи, но и в известной степени, подменял собою СМИ то есть, служил основным источником информации. Помимо прочего, здесь устраивались разного рода представления: кукольники, канатоходцы, клоуны, чтецы и ещё многое что другое. Одним словом, базар являлся ещё и ареной для всевозможных выступлений, а следовательно выполнял функции развлекательного характера.




Қаймоқ - бухарская классика!


 
       Да простит меня читатель, что я вновь вынужден обратиться к О.А.Сухаревой, которая описывает базары в своей книге «Бухара, XIX - нач.XX в.»:

       «Важнейшее значение в структуре Бухары имели рынки. Бухарские базары отличались своей величиной, что было отмечено еще путешественниками начала XIX века...
       Характерной чертой планировки среднеазиатских городов было размещение торговых центров на перекрестках главнейших улиц и оформление их воздвигнутом на этом месте купольным зданием-пассажем, через который проходили улицы, а в самом здании размещались торговые лавки...
       Бухарские базары складывались из торговых рядов, специальных зданий-пассажей (тим и ток), площадей, на каждой из которых производилась торговля определенными товарами, и караван-сараев...
       Кроме крупных базаров, компактно занимавших центральную часть города, в Бухаре было много более мелких рынков. Они помещались у медресе Гаукушон (бозори Ходжа), в квартале Гозиён, в районе квартала Пухтабофон и Хаузи-Нау в Джуйбаре, на Хыёбоне, в квартале Хаузи балянд неподалеку от ворот Шергирон, в квартале Мир-Дустум и Бозори-нау, у хауза Лесак, где продавалась птица (куры, голуби, куропатки, перепела). Небольшие базары имелись у всех городских ворот как внутри города, так и снаружи...
       К регистану примыкал ряд торговцев мылом и свечами - те и другие вместе имели 120 лавок. Тут же был расположен фуражный рынок (бозори алаф), где торговали свежей и сухой люцерной...
       Следует также отметить и ряд других профильных базаров, которые были размещены на территории города: бараний базар (бозори гўсфанд), хлопковый базар (бозори ғўза), базар коконов (бозори пилля), лесной базар (бозори чўб), базарчик, где шла торговля кипячеными сливками (бозори қаймоқ). Жители окрестных селений рано утром доставляли этот товар в город в больших и маленьких чашках (коса, пиёла)».
   



Торговая улица старой Бухары, 1963 г. Фотографии Ирины Воробьевой и Германа Безукладникова



       Вот такой я помню эту улицу, ведущую к рынку. Удивительно, но с той поры уже минуло (Боже мой: неужели?!) более полувека. Мне тогда казалось, что мир неизменен и что всё так и останется, как и было 100 лет до меня. Однако...
       Вот мы и подошли с вами к той теме, о которой я с щемящей душу тоской вынужден высказаться. Ибо то, что творится в этой сфере сегодня, просто выходит за рамки здравого смысла. Ниже, я привожу фото той же самой улицы, но уже 53 года спустя. Понятное дело, что базар требовал основательной реконструкции с тем, чтобы отвечать требованиям современной жизни. Но - с учётом сохранения традиций.



Район старого базара до сноса,  Бухара, 2016 г.



       Помнится, как в один из моих последних приездов в Бухару, я сильно был расстроен тем, что предстало перед моими глазами. Но друзья меня заверили:
       - Не переживай: тут будет восстановлен тот же самый базар, но уже с учётом сегодняшней специфики, диктуемой условиями современной жизни. Всё будет узнаваемо, но только намного, красивее и удобнее.
       С того момента прошло уже более 5 лет. И меня уже начинают терзать сомнения - а быть ли тут базару?
       А ведь, вопрос о застройки этой исторической части города поднимался ещё при первом Президенте Узбекистана. Затем, в 2017 году, уже ныне действующий Президент имел личную беседу с одним из главных разработчиков данного проекта и постановил, чтобы уже в ближайшие сроки он был воплощён в жизнь. Но... вот как развивались события.




Макет проекта базара «Шахристан»



        Постановлением Президента Узбекистана, турецкой компании «IRIS engineering tourism end trade company», как инвестору, было дано задание, построить базар «Шахристан». В марте 2017 года проект базара был утверждён Президентом Ш.М.Мирзиёевым. Однако процесс согласования с Фондом всемирного наследия (1) стал затруднительным. Несколько консультативных групп по заданию и приглашению Фонда всемирного наследия, сделали «Технический обзор» по оценке проекта базара на окружающую историческую среду (вкратце, ОВН - оценка воздействия на наследие).
      Хронология «Технических обзоров» консультативных групп «ИКОМОС» следующая:
      - 2018 г. - составлен членом «ИКОМОС», архитектором Республики Казахстан Натальей Турдыкуловой - оценка проекта - негативная;
      - 2019 г. - составлен консультативной группой членов «ИКОМОС», являющихся членами Международного Института Центрально-Азиатских исследований - оценка - положительная;
      - 2020 г. - составлен анонимно - оценка - негативная;
      - 2021 г. - составлен анонимно - оценка - негативная;
      Положительная оценка 2019 года составлена на 700 страницах, с полным и тщательным археологическим, архитектурным и градостроительным анализом, с прозрачным и официальным указанием имён, фамилий и биографии составителей ОВН.





Макет проекта базара «Шахристан»


   
       А ведь, этот проект был одобрен специалистами ЮНЕСКО. Вот его краткое описание:
       Идея проекта заключается в воссоздании традиционного комплекса крытых – полуоткрытых пешеходных базаров в виде галерей – атриумов в один – два этажа для организации удобной круглогодичной торговли по примеру базаров-медин исторических городов Стамбул, Исфаган, Маррокеш и т.п.. Объёмно-планировочная композиция рыночного комплекса бережно и тактично адаптирована в исторически сложившуюся среду без нанесения какого-либо ущерба памятникам архитектуры. В проекте используются архивные иконографические материалы не сохранившихся фрагментов крытых базаров Бухары. В архитектурном решении применяются приемы народно-прикладного искусства в современной интерпретации.
       Ниже, для наглядности, несколько фотографий, иллюстрирующих КАК могло бы быть, если данному проекту суждено было бы сбыться.






       Цель проекта : обеспечение исторической части Бухары подобающим его статусу города международного туризма, восточным базаром в традиционном стиле бухарского зодчества, удовлетворяющем нужды населения и многочисленных туристов.





        Конструкция и материалы : несущая модульная сетка регулярного характера размером в плане 5,0 х 5,0 м; несущая конструкция выполняется в железобетонном каркасе; навесы-айваны , стены, арки, купола выполняются
с применением традиционных местных природных и натуральных материалов : кирпич, известняк, мрамор, дерево, майоликовые глазурованные декоративные материалы, стекло.






        В заключение, хочется выразить надежду, что благоразумие возьмёт вверх, что здравый смысл  возобладает над всеми остальными интересами, диктуемой сегодняшним непростым временем, и проект воплотится всё же в жизнь. Облагородив и осчастливив тем самым не только Бухару и коренных её жителей, но и заставив с доброй памятью отнестись ко всему коллективу авторов данного уникального проекта. 
---------------------------------------------------------------------
П р и м е ч а н и е:

      Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial, исп. Patrimonio de la humanidad, нем. Weltkulturerbe) — природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.
      По состоянию на 2019 год в Списке всемирного наследия — 1121 объект, из которых 869 являются культурными, 213 — природными и 39 — смешанными в 167 странах-членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. Каждый объект имеет свой идентификационный номер.
Tags: Репортаж
Subscribe

  • Этот день в истории: Аббас I Великий

    Портрет шаха Аббаса. Работа итальянского художника XVI века. 450 лет тому назад родился Шах-Аббас Бахадур Хан (27 января 1571 года, Герат…

  • Новогодний вернисаж

    Ну, что: приближается Новый год. Год Свиньи. А если быть ещё точнее, то - согласно Восточному календарю - год Желтой Земляной Свиньи. Так что, с…

  • Восемь Ван Гогов в день...

    Китай хорошо известен своим национальным талантом копировать что угодно. И если к товарам массового потребления европейцы привыкли, то…

promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments