Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Categories:

Этот день в истории: Радж Капур (14.12.1924 — 02.06.1988)






             В этот день 1988 года не стало индийского актера, продюссера и кинорежиссера Радж Капура.
           Он приобрел известность благодаря романтическим лентам с социальным звучанием. На родине Радж Капур собрал все существующие награды и регалии и продолжает получать их по сей день посмертно. Известен как «индийский Чарли Чаплин», «отец индийского кино» и «легендарный шоумен». В Советском Союзе был известен как «товарищ Бродяга». Самый видный представитель династии Капуров, работающей в кино на хинди с конца 1920-х годов.

             Ранбир Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в семейном имении в Пешаваре (ныне одна из провинций в Пакистане) в семье выдающегося актёра и театрального деятеля Притхвираджа Капура и его жены Рамы (в девичестве Рамсарни Мехра). Свою первую роль в кино в фильме «Революция» Радж сыграл в 1935 году в возрасте одиннадцати лет.
          Переломный для Индии 1947 год стал переломным и в судьбе Раджа Капура: сбылась его мечта о кинорежиссуре. Сыграв в 1947 году четыре главных роли, он вложил заработанные средства в создание своего первого фильма «Испепеляющая страсть». В этом фильме о начинающем театральном режиссёре проявилось много характерных, как с технической, так и содержательной точки зрения, элементов будущих картин Капура: контрастная черно-белая съёмка с игрой света и тени, автобиографические штрихи, философия подлинной и фальшивой красоты, тема истинного предназначения художника. С этого фильма началось и сотрудничество Раджа Капура с актрисой Наргис (впоследствии они снялись вместе в 16 фильмах).





           Моё детство неразрывно связано с индийскими фильмами, которые бесчётное количество раз прокручивались киномеханиками в типовых летних кинотеатрах. А мы - босоногие безбилетники - за неимением 10 копеек, покоряли вершины близлежащих деревьев, откуда открывалась превосходная панорама очереднего фильма. А какие это были фильмы! Перечислю лишь то, что сохранила моя память:  «Бродяга», «Господин 420», «Цветок в пыли», «Ганга и Джамна», «Сангам», «Зита и Гита»...
          Первые мелодрамы были более проникновенными, более трогательными и более содержательные в плане сюжета, и оттого наверное они мне дОроги и ближе к сердцу.  Боливуд начнётся значительно позже. А тогда...
           Разве можно забыть как, после окончания фильма, дверь кинотеатра распахивалась настежь и практически в девяносто случаях из ста, публика выходила вся в слезах, а затем, вся эта людская река постепенно распадалась на ручейки, бурно обсуждая по пути до дому отдельные фрагменты просмотренного фильма.
           А потом, уже буквально на следующий день, почти из каждого двора доносились отрывки любимых песен и жаркие споры по поводу правильного произношения отдельных фраз.







*
- Ари-патари!
- Э-э... интў не ку! /тадж./ ("Э-э, это ведь не так /поётся/!" - и, демонстрируя "классику", с чувством и нараспев - Ари-и Пата-рии...
*
- Абара я. - перескакивая на ходу с одного фильма на другой.
- Не-не! /тадж./ ("Нет-нет!") - и тут же, "исправляя" - Авара му, ё-о-хо-о, Авара му!
*
- Мульмуки надей мульмульки...
- Эй ты, "мульмульки"! А ну, подь сюда! - прерывает "концерт" Хуза (представитель самого старшего поколения ребят нашего двора) - Кто сп@здил мой бардачок с велосипеда, а?!

        Да-а... этого уже никогда не вернуть, как невозможно вернуть к жизни и моих кумиров - Наргис и Радж Капура. Зато, их творчество навсегда останется в истории не только индийского, но и мирового кинематографа. А главное - в наших сердцах.






Mera Joota Hai Japani - Мои японские ботинки


Мои ботинки японские, штаны английские,
На голове красная русская шляпа, но мое сердце индийское.
Я иду по открытой дороге бесстрашно (распрямив грудь).
Где моя цель (место назначения)?
Где мне остановиться?
Один Бог (тот, кто наверху) знает.
Наступаем (идем вперед) мы странники (туристы),
Как морской шторм.

Припев

Вверх и вниз, вниз и вверх,
Текут волны жизни.
Глупы (несведущи) те, кто сидит скраю.
Разве мы спросим (у них) про путь нашей Родины?
Идти – это история жизни,
Стоять – подобно смерти.

Припев

Я буду раджой и царевичем,
Принцем избалованным (испорченным).
Я сижу на троне
Когда только захочу.
«Его лицо знакомо»
Люди (говорят) в удивлении.


          Как истинный великий художник, Радж Капур умер за работой. Его творческий потенциал далеко не был исчерпан. Он умер от осложнений, связанных с астмой, в Дели, через месяц после вручения ему Президентом Индии премии Дадасахеба Фальке, присуждаемой лучшим кинематографистам Индии. Смерть Капура в 1988 году была воспринята в Индии как национальная трагедия.
         Радж Капур — один из самых популярных актёров за всю историю кино. Особое место в его искусстве занимал образ бродяги, нищего юноши с большими амбициями и чистой душой. Именно с этим образом ассоциируется Радж Капур в сознании миллионов. На родине, в Индии, Радж был и остается культовой фигурой, имеет невероятное число наград, признан «шоуменом тысячелетия» и почитается как один из пионеров и классиков индийского кино эпохи его золотого века.
Tags: Мои кумиры
Subscribe

promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments