Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Бухарские миражи (10)





БУХАРСКИЕ  ОБРЯДЫ



    На протяжении всей истории эволюции человечества, можно проследить, что обряды являлись неотъемлемым элементом, сопровождающими повседневную жизнь любого народа. Со временем, по мере накопления опыта, а также в результате общего развития, связанного с различного рода открытиями в области географии, медицины, химии, физики и прочих наук, человечество естественным образом расставалась с некоторыми из них. Однако, многое из наследия наших предков бережно хранится и передается из поколение в поколение и по сей день.


      Этнография народов, включающая в себя изустное творчество, обряды, орнаменталистику, сказки, частушки и еще многое-многое другое, наиболее рельефно отображает сущность того или иного народа, его философскую концепцию устройства вселенной, его мироощущение, словом - его взгляд на окружающий мир.
    Все это, должно быть, представляет интерес для здоровой части населения планеты и не оставляет её равнодушной когда возникает угроза забвению каким-либо народом своего исторического прошлого, своих корней, своих традиций. Поскольку именно в этих традициях, в этой обрядности и кроется то самое первоначальное зерно, которое отображает сущность того или иного этноса, его самобытность и исключительную прелесть данной культуры.
    Учитывая вышесказанное, я попробовал осуществить робкую попытку: раскрыть, показать и описать неискушенному читателю некоторые из обрядов, которые по сию пору живут и здравствуют, поддерживая многовековые традиции, в одном из самых замечательных мест Средней Азии, а именно - в бухарском регионе.
    Изучение данного этнографического материала позволяет не только насладиться зрительно и эстетически, но также, более близко, вплотную познакомиться с непосредственной жизнью простого бухарца, представить для себя - чем он "дышит" и живёт в этом сложном и противоречивом мире.


ТУЙ (СВАДЬБА)  /часть I/







- Отставить!
- Товарищ Сухов, я ведь по-серьезному.
Мне бы только разок вглянуть на неё.
А то - женишься, а там вдруг крокодил
какой-нибудь.
(Из к-ф "Белое солнце пустыни")





ВСТУПЛЕНИЕ



      Тўй (свадьба) - это, пожалуй, самое важное событие в жизни любого человека, вне зависимости от национальности, цвета кожи и вероисповедания. В Бухаре же, свадьбу молодожен можно без преувеличения отнести как к самому главному празднику, обставленному множеством дополняющих друг друга церемоний и обрядов, совокупность которых, собственно, и составляет само понятие тўй, то есть свадьбу.
     Следует особо подчеркнуть уникальность данного обряда, поскольку нигде более в Средней Азии вы такого не встретите.
     Скажу больше - именно в силу того, что Бухара (наравне с Самаркандом) на протяжении всей своей тысячелетней истории (за исключением последних ста лет) всегда играла ключевую и доминирующую роль в среднеазиатском регионе, являясь законодательницей мод и нововведений в любых отраслях человеческой деятельности (культуры, искусства, промышленности и т.д.), становится вполне логичным и объяснимым тот факт, что все существующие "институты", сложившиеся на территории современной Центральной Азии были сформированы во многом именно благодаря этим центрам. И прежде всего это касается, конечно же, фольклора и этнографии. Именно бухарский фольклор в той или иной мере повлиял на становление, развитие и закрепление отдельных обрядов на сопредельных территориях.
     Довольно часто, находясь в кругу друзей и просто - знакомых, мне не раз приходилось слышать примерно такую общую характеристику, даваемую в целом бухарской свадьбе неискушенным обывателем:
     "Бедный и несчастный народ, лишенный радостей цивилизации, весь смысл которого заключается в том, чтобы всю свою жизнь горбатиться и копить деньги (много денег!) на то, чтобы потом спустить их, сначала на свадьбу первого своего ребенка из многочисленного потомства, потом - второго, третьего и... так далее, до самой своей смерти, отказывая себе во всех жизненных удовольствиях, урезая и ущемляя себя во всем ради благополучия детей, и лишая себя достойной человека жизни".
     Раньше я пытался спорить с подобными людьми, доказывать им, что это вовсе не так, что это слишком поверхностный и упрощенный подход, что для того, чтобы понять другой народ и другую культуру, необходимо взглянуть на него изнутри, пожив среди него хотя бы какое-то время, и так далее. Но очень скоро я понял и уяснил для себя одну простую вещь: настоящий человек, уважающий себя и знающий историю своего собственного народа, никогда не позволит себе опуститься до того, чтобы свысока и осуждающе смотреть на чуждую ему культуру другого народа, а прежде всего, попытается понять и принять эту культуру, обогатив, тем самым, свой собственный кругозор. Те же, кто позволяет себе, делать скоропалительные выводы и давать поспешные и поверхностные оценки, только обнажают свой скудный духовный мирок, свою ограниченность, а потому мне их искренне и по-человечески просто жалко.
     Ведь это так должно быть интересно: побывать на национальной свадьбе другого народа, посмотреть новые и незнакомые церемонии, понять их смысл и истоки, сравнить со своей культурой. Так давайте, и мы потихоньку прошмыгнем на одну из таких свадеб и окунемся с головой во все тонкости и нюансы бухарской свадьбы. Вернее, не "прошмыгнем", а я вас приглашаю вполне официально и говорю вам: Хуш омадед! (Добро пожаловать!)(1).



Бухарская дыня калля-бури



Хўскори (Сватовство)



    Любая свадьба начинается со сватовства. Правда, этому этапу предшествует любовная прелюдия двух молодых людей, впервые увидавших друг друга. А бывает, что их знакомят заочно сами родители или ближайшие родственники одной из сторон (чаще - со стороны жениха).
    Следует подчеркнуть, что одной из добродетелей, внушаемых ребенку с детства, является скромность и сдержанность, более приличествуемая девушке, а потому проявлять инициативу - прерогатива скорее сильного, нежели слабого пола. Впрочем, я особо не удивлюсь, если сегодня меня кто-либо опровергнет. "Сегодня" я уже ничему не удивлюсь. Но, следуя своему изначально задуманному плану изложения, я все время буду приводить примеры из прошлого, подчеркивая - как это делали наши бабушки и дедушки, то есть, как это было изначально. А параллельно буду приводить примеры сегодняшнего отношения к тому или иному этапу обряда. Полагаю, что это будет интересно и даже в чем-то поучительно не только российскому читателю, но и молодому поколению бухарцев, некоторые из которых, в погоне за "современностью", извращают отдельные моменты, полностью, при этом, искажая первоначально заложенный смысл того или иного обряда.
    Довольно распространенный штамп, бытующий среди определенной части российского населения о том, что девушка до брака совершенно не видит и не знает своего суженого, я даже не буду комментировать, поскольку вынужден сразу вам признаться: по части анекдотов я слаб. Естественно, как и во всякой семье, бывало всякое. Бывало, что девушка могла перечить отцу, не разделяя его выбора, бывали и трагедии. Словом, почти точно так же, как и в славном дореволюционном российском государстве: в великокняжеской семье - одни "погремушки", в дворянской - другие, и так далее, до самого низшего сословия. Правда, дабы не быть уличенным в необъективности, сразу же поправлюсь: ну, не совсем "почти точно так же", поскольку мусульманский кодекс и ряд не писаных законов, сложившиеся с незапамятных времен и регламентирующие взаимоотношения в семье и правила поведения в обществе, естественно, не могли не наложить своеобразного отпечатка на культуру народа в целом.
Однако, вернемся к сватовству.
А происходит это следующим образом.
Мать потенциального жениха с кем-либо одной из своих родственниц (достаточно бойкой, энергичной и желательно -  уважаемой в городе женщиной) готовятся совершить свой первый визит к дому предполагаемой невесты. Для этого они берут немного сладостей (примерно с полкило конфет, карамелек...) и подойдя к намеченному дому стучатся в дверь. Хозяева дома, как правило, ничего не подозревают (сейчас, чаще всего уже знают заранее).
- Мебахшед, як куль об метет ми? Ташна мондем. (Извините, не могли бы вы дать нам глоток воды? Жажда замучила - тадж.) - улыбаясь вопрошают пришедшие.
- Иби-и! (2)Даретон, даретон, хуш омадетон. (Ой, заходите, заходите, добро пожаловать) - опомнившись после секундного замешательства, приглашает их в дом хозяйка, уже сообразив, из вышесказанного - с какой целью заявились гостьи (ну, какой идиот со стороны зайдет к вам домой только для того, чтобы утолить свою жажду?!).
Однако, этикет обязывает сдержанно пригласить гостей в дом и напоить их.
Первый визит длится обычно не более 10 - 15 минут. Мать будущего жениха произносит примерно следующую фразу:
"Мо ба иззати шумо омадем. Чўйригиба духтаратона кабул карани." Приблизительный смысл таков: Мы пришли к вам с уважением. У вас есть дочь, у нас - сын. Мы хотели бы испросить вашего согласия на ее удочерение. Одним словом, почти так же, что и на Руси: "У вас - товар, у нас - купец"...
Выслушав гостей, хозяйка отвечает примерно следующим образом:
Все это, конечно, хорошо и мы рады вашему приходу. Но у дочери есть брат, есть отец. Мы должны обсудить ваше предложение. Это требует некоторого времени.
Сразу давать положительный ответ (даже если вы и очень рады такому союзу) не в правилах этикета: сваты обязаны придти хотя бы ещё два-три раза.
- А вы не боитесь, что второго или третьего раза может не быть? - поинтересовался я.
- Сейчас уже с первого раза соглашаются - заливаясь смехом, ответила мне старшая сестра.
Во время этих визитов будущая невеста не должна показываться на глаза гостей, а тщательно скрываться в своей комнате(3).
Краткий визит заканчивается тем, что гости обещают прийти за ответом ещё раз (примерно через неделю). Кстати, мы забыли упомянуть о таком немаловажном моменте, как выбор дня недели для подобных визитов. Это обязательно должна быть среда (чоршанбе, "чор шавад").
Ко времени повторного визита хозяева, посовещавшись с дочерью и придя на семейном совете к определенному мнению, должны уже вежливо, но четко дать ответ. Если это отказ, то обставляется он в максимально вежливой форме, с приблизительно такими причинами: "она еще очень молода", "ей необходимо сначала закончить колледж, институт" и так далее. В любом случае, отказ не принято высказывать в резкой и категоричной форме.
Во время второго визита, хозяевами уже накрывается стол скатертью (дастархоном), предлагаются какие-либо сладости к чаю, а также готовится какой-нибудь легкий обед. В ходе беседы гостям становится окончательно ясна принципиальная позиция хозяев дома, а следовательно и девушки. Этот визит длится по времени немногим более, чем первый. Мы будем исходить из того, что ответ дан положительный и поэтому пойдем дальше.
Третий визит наносится к определенной дате, которая оговаривается и согласуется обеими сторонами. Сторона жениха готовит два подноса (ляъли)(4), состоящих, как правило, из лепешек, сладостей и отреза ткани. Каждый поднос заворачивается в отдельную скатерть (дастархон) и доставляется к дому невесты. Хозяева принимают оба подноса, а взамен возвращают один, состоящий примерно из того же набора. В этом, по нашему предположению, есть скрытый подтекст: в дальнейшем, когда уже сторона невесты придет по приглашению родителей жениха в дом последнего, оставшийся не возвращенный поднос служит как бы поводом для того, чтобы совершить обратный визит (что-то вроде следующего: "вы забыли у нас свой поднос").
Само принятие ляъли является уже неофициальным согласием со стороны невесты. Вслед за этим, бабушка или мама невесты печет самсы (слоеные пирожки с мясом) и наносит обратный визит вежливости дому жениха. Смысл этого заключается в том, чтобы под предлогом якобы оставленного ляъли, прийти и посмотреть: каков дом жениха, каково социальное положение, каков достаток, наконец, что собой представляет непосредственно сам претендент на руку дочери, то есть жених.
- А вдруг он окажется косым, хромым или кривым - справедливо заметил один из нас. - Неужели уже нельзя дать "задний ход" делу?
- Можно. - успокоили нас - Ведь в том и заключается весь смысл ответного визита, чтобы посмотреть как на самого предполагаемого жениха, так и на семью, в которой он живет. И если выявятся какие-либо физические или иные изъяны, которым подвержен претендент, то отказ еще вполне возможен, поскольку официального согласия еще никто не давал. Оно еще впереди...



Домот - жених




Жавоб-гири (Согласие)



     Теперь мы предположим, что во всем Голливуде не найти красавца, подобного нашему: он обаятелен, красив, состоятелен и вообще - супермен.
     Выбираются четверо взрослых мужчин из окружения жениха (чаще всего, это его родственники) и отправляются к дому невесты.
    Жавоб-гири (от тадж. "взять ответ"), - или ещё иначе -"придти за согласием". По-другому, этот этап ещё называют как "Рўмол-берди" (от узб. "дать платок, сверток").
    Гостей встречают, угощают и в самом конце, перед уходом каждому из мужчин вручается сверток, завернутый в платок. Содержимое свертка довольно скромное: пару лепешек и какие-нибудь конфеты или другие сладости. Однако, один из этих четырех свертков существенно отличается от остальных, а именно: туда, помимо прочего, добавляют еще и рубашку для отца жениха.
    Все. Это можно назвать официальным согласием, данным со стороны невесты стороне жениха. Вот почему это мероприятие не может обходиться без мужчин. Мужчины, получают официальный ответ и с радостной вестью возвращаются домой, извещая об этом родных и близких.



Типичные бронзовые кольца бухарских дверей



Ширини-хўри (Помолвка)



     Теперь две семьи, договариваются о дате помолвки. Помолвка проходит в доме невесты, куда приглашаются члены двух семей и самые близкие соседи. Слово "ширини" в переводе с таджикского означает "сладость", а "хўри" означает "есть", "кушать". Следовательно, на дастурхон прежде всего раскладывают тарелки с многочисленными сладостями и выпечкой, желая молодым "сладкой жизни". Само собой разумеется, что без горячего обеда это мероприятие не обходится. Ни о каких спиртных напитках речи не может быть. Но это - в идеале. В современной жизни довольно часто случается иначе: некоторые считают, что без водки - это уже не праздник. А зря.
    Здесь же между сторонами происходит уточнение предстоящих расходов. Сторона невесты должна представить стороне жениха список ("рўйхат") продуктов, необходимых для последующих свадебных мероприятий. В содержание списка вписываются все издержки, как то: одна фляга растительного масла, один мешок риса, мешок муки, один или два барана и так далее, кроме лука и специй (то есть, кроме горького и соленого). В обиходе этот набор продуктов называется "бор". Для того, чтобы все поименованные в списке продукты доставить к дому невесты, женихом нанимается специальный грузовик, в который складывают товар, значащийся в списке и отправляют к дому суженой.
     Это мероприятие является, своего рода, водоразделом: с этого момента невеста как бы "переходит на иждивение" жениха и теперь все оставшееся время до свадьбы (а это может длиться от одного до нескольких месяцев), сторона жениха обязана один или два раза в месяц готовить обед и доставлять его в дом, где проживает невеста. Сама невеста, естественно, никуда пока не переезжает а продолжает жить в родительском доме. Частота приготовления обедов специально не оговаривается: все зависит от достатка жениха. Кто-то может два раза в месяц, а кто-то десять раз. Однако, хотя бы раз в месяц обязан любой претендент.
     Какие же блюда традиционно готовятся на этом этапе?
    Самым первым блюдом служит плов. Но не просто плов, а плов, приготовленный из мяса баранины или говядины, плюс мяса птицы (обычно - курица) и ... яиц. Яйца символизируют собою рождение, плодовитость, начало новой жизни и так далее. Яйца отвариваются вкрутую, очищаются от скорлупы и украшаются по окружности всего блюда ("табак") с пловом, который приносят в дом невесты. Называется такой плов "Оши-ситора" - (тадж.) "плов-звезда".
     Поскольку приносят его на большом глубоком блюде, то - понятное дело - съесть его семья не в состоянии. А потому, традиционно, плов с общего блюда перекладывается на отдельные небольшие тарелки, украшается сверху яйцом и разносится по соседям и окружающим, извещая всех о радостной вести. В этом акте мы и усмотрели ещё одну особую "изюминку": ведь если разнести по соседям просто плов, то никакой смысловой нагрузки, кроме как угощения, он в себе не несет. В то время, как плов с яйцом является отличительным признаком, свидетельствующим о том, что в данной семье намечается большое (если не главное) событие.
    Далее, уже могут варьироваться разные блюда: какоб, манты, самса и так далее. Кроме того, если на данный период времени выпадают какие-либо праздники, или - скажем - день рождения самой невесты, то "раскрутка" идет полным ходом. Это означает, что жених обязан послать невесте какое-нибудь украшение в виде косметики (естественно - не дешевой), либо ювелирный подарок, либо просто что-либо из одежды.
Можно конечно и съязвить, сказав просто и лаконично: "ну и вляпался же ты, мужик!".



Бухарский кабоб /жаркое/



Хатми-куръон (Благословение)



      Каждая сторона перед свадьбой должна испросить божественного благословения. Без это никак нельзя. Это и есть, своего рода, испрошение согласия духа (арвох) предков.
     Хатми-куръон в каждой семье проходит отдельно, в сугубо домашней обстановке. Если, к примеру, это мероприятие проходит в доме невесты, то кроме своих домочадцев, могут пригласить двух-трех мужчин со стороны жениха (брат, отец и т.д.) и, соответственно, наоборот.
     В дом приглашается священник (мулло, эшон), который читает выдержки из Корана. В конце произносится просьба-пожелание, чтобы брак молодых был счастливым на долгие годы, чтобы духи предков были согласны с данным выбором, и чтобы ничто не смогло помешать соединению влюбленных сердец.
     Затем на стол подают вполне обычный обед, традиционные сладости, едят, пьют чай, после чего все расходятся.



коран




Никох (Венчание)



       Этот обряд, несмотря на всю его важность, традиционно принято проводить как можно скромнее и без лишней "помпы". Для этого также приглашается мулла, читается Коран и заключается духовный брак. Это поважнее всяких официальных бумажек, что принято выдавать ЗАГСом, поскольку здесь подразумевается соединение не только (и даже - не столько) двух материальных оболочек, сколько происходит слияние душ влюбленных, закрепляемое на небесах. Вот почему, обязательство, данное перед Всевышним в тысячу раз важнее тех заштампованных процедур, происходящих в домах торжеств.
      Помимо этого, есть ещё одно немаловажное соображение, способствующее скорейшему проведению данного обряда. Дело в том, что иногда у одной из сторон (будь то - жених или невеста) могут быть потенциальные претенденты, скрытые завистники или просто недоброжелатели, стремящиеся расстроить предстоящую свадьбу. Поэтому, во все время, предшествующее никоху, близкие родственники стараются постоянно "шить" (то есть, продевают иголку с ниткой, но без узелка) подол платья у невесты и край одежды у жениха, отгоняя, тем самым, злые козни, наветы и происки врагов.(5)
      Проведение обряда никох уже окончательно закрепляет союз двух сердец, после чего, собственно, и начинается ряд мероприятий, главная цель которых - оповестить все ближайшее окружение и пригласить к столу - разделить радость двух семей.







ПРИМЕЧАНИЯ


1 Здесь и далее, комментарии к сноскам: автор умышленно приводит именно ту разговорную речь, которую можно слышать в Бухаре сегодня и которая, порою, в достаточно сильной степени отличается от литературной нормы. Впрочем, откуда было взяться этой норме, если последняя таджикская школа была благополучно прикрыта в конце 80-х годов прошлого века.

2 Междометие, выражающее крайнюю степень удивления (или: радости, смущения, разочарования - в зависимости от конкретной ситуации). Приблизительный аналог русскому слову "Ой".

3 В других регионах Средней Азии это условие может быть необязательным. Автору рассказывали, что в Ташкенте, например, будущая невестка обязана вынести и поставить перед гостями чайник зеленого чаю. Очень возможно, что в Самарканде - городе богатых традиций - существует свой отличительный элемент.

4 "Ля'ли" - это традиционный атрибут многих празднеств. Без него не обходится почти ни одно мероприятие. На обычный медный (или - иной) декоративно разукрашенный поднос кладут две (или - четыре, но обязательно - четное количество) лепешки, испеченные в домашнем тануре (специальной печи); сверху, в целлофановом пакете - отрез какого-либо материала (чем торжественнее значимость происходящего, тем дороже и богаче ткань); сбоку или вокруг рассыпают сладости: парварда (мучная кондитерская сладость), леденцы, различная халва и всевозможные конфеты. Затем этот поднос ставят на скатерть-дастурхон и все четыре конца скатерти поочередно складывают на верх подноса. Для прочности иногда верхушку скрепляют обычной булавкой. Все - "ля'ли" готово. Нести его поручают обычно молодым юношам.

5 В наше время эта процедура многими игнорируется, как пережиток прошлого, а потому встретить его очень сложно
Tags: Репортаж
Subscribe
promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments