Голиб Саидов (golibus) wrote,
Голиб Саидов
golibus

Страсти по Израилю (3)

Экскурсия в Вифлеем и Иерусалим


               В точно назначенное время, подъехал автобус и нас забрали на первую экскурсию - Вифлеем и Иерусалим. Вынужден признать, что распространенное мнение о том, что русскоязычные гиды Израиля - одни из самых лучших, является абсолютной правдой. Нам довелось послушать трех экскурсоводов и должен признаться, что я так и не сумел отдать кому-либо явное предпочтение: настолько все  были оригинальны и по-своему обаятельны, ну а про эрудицию и глубокое знание своего предмета, вообще - молчу. Впрочем, лично меня это не очень удивило, поскольку, пообщавшись с каждым из них лично, выяснил, что все они "вышли" из Советского Союза. А про советскую систему образования, любой кто помнит и имеет возможность сравнивать с сегодняшним положением в этой области, полагаю, знает и помнит лучше меня.
         
           Во избежание откровенного плагиата, с этого момента, я передаю слово нашему очаровательному гиду Белле (родом из Днепропетровска) и низко кланяюсь водителю автобуса Амиру. Естественно, что в редких и исключительных случаях, я буду вынужден вставлять свои "пять копеек", которые будут выделены курсивом. Текст, по понятным причинам, значительно сокращен и подкорректирован в деталях.


Нетания



ЗДРАВСТВУЙТЕ, МОИ ХОРОШИЕ!

         Разрешите поприветствовать вас в Израиле! Меня зовут Белла. И начну я с того, что попрошу всех, пристегнуть ремни безопасности, так как в Израиле с этим очень строго: ежели нас остановят и зафиксируют нарушение, то штраф (и причем, немалый) придется заплатить самому туристу. Поэтому, если вы желаете помочь государству Израиль, то можете не пристёгиваться. И ещё об одном правиле я вынуждена вам сказать: у нас в автобусе не принято есть. Для этого, мы сделаем несколько остановок в соответствующих местах.
         Итак, мы с вами находимся в городе Нетания, который был основан как сельскохозяйственное поселение в 1929 году. И когда сюда приедут евреи и увидят эту красную почву, они подумают, что здесь невозможно вырастить ничего. Однако, со временем, благодаря терпению и трудолюбию, тут благополучно приживутся не только пальмы и фикусы. Но - в первую очередь, конечно -  цитрусовые. Помните, ту самую знаменитую "цитрусовую" сделку, когда господин Хрущёв продаёт русское подворье за энное количество апельсинов. И сначала, евреи используют наклейку "Jaffа", потом, когда бывший Советский Союз разрывает отношения с Израилем, честные евреи продолжают высылать эти самые апельсины из Яффо в порт Марокко, там меняется наклейка с "Jaffа" на "Marocco", и - я сейчас вспоминаю своё детство - мы ели мароканские апельсины, выращенные здесь, в Израиле.






         А впереди, вы сейчас увидите памятник нашим ветеранам Великой Отечественной войны. Дело в том, что  каждый раз, на 9 мая они собирались, отдавая дань памяти авышим, а памятника у них не было. И пару лет тому назад, сюда приехал господин Путин, пообещал привезти памятник нашим ветеранам и выполнил своё обещание. Вот, взгляните справа: черный проход как и вся жизнь еврейского народа и белые крылья, взмывающие над Средиземным морем. Наш народ мгновенно окрестил этот памятник "Крыльями Советов".
        А теперь немного отвлечемся и поговорим о самом главном. Вот скажите: кто сможет мне назвать самый распрострененный вид спорта у евреев?
(голоса: "бег", "торговля"...)
       Нет, не "бег" и не "торговля", поскольку, последнее - это не вид спорта, а увлечение. А самый распространенный вид спорта это - хорошо поесть! Причем, едим мы всего один раз в день: с утра и до следующего утра. Так что мы всё время тренируемся, не закрывая рта.
       Вы уже вероятно успели заметить, что мы постоянно что-то строим? И это действительно так. Видите эти новостройки, расположенные вдоль всего побережья, у самого синего моря? А ведь, по законодательству, нельзя строить дома ближе чем за 150 метров от моря, потому что последнее со временем постепенно поглащает сушу.
        Почему город назван Нетанией? У нас, как у истинных евреев, на сей счет, по меньшей мере, существуют две версии. По одной, если с иврита перевести на русский, то это будет означать как "данная Богом" или "Богданом". Ну а вторая версия связанная с известным мизантропом Натаном Штраусом, которые огромные суммы жертвовал на больничное дело. И вот, когда евреи приехали в Америку, то в связи с его 80-летием, они послали ему поздравительную телеграмму, где помимо всяческих пожеланий здоровья, выразили пожелание, назвать город в честь юбиляра. В надежде, что сердце филантропа дрогнет и он раскошелится. Но ничего подобного не произошло и денег он им конечно не дал. Я вам скажу даже более, не так давно, у нас побывал внук Натана Штрауса: уж, очень ему захотелось посмотреть на город, названный в честь деда. Город он увидел, но денег тоже не дал.


         Но несмотря ни на что, Нетания строится и хорошеет. Между прочим, сам Натан Штраус говорил, что он благодарен этому городу потому, что был здесь спасен дважды. В первый раз, когда он тяжело заболел и наши врачи спасли ему жизнь. А в это же самое время, его брат отправляется в Англию и покупает билеты на... "Титаник". Ну, судьба "Титаника" вам всем известна, а тот факт, что Натан Штраус был болен и следовательно не смог присоединиться к брату, позволило ему остаться в живых. И когда мы с вами поднимаем бокалы за здоровье, наверное всё-таки, следует прежде всего, выпивать за удачу: так как, на "Титанике" все были здоровы...



        Между Нетанией и Тель-Авивом (расстояние в 30 км) расположен ещё один город-красавец Герцлия, названный в честь Теодора Герцля,  еврейского общественного и политического деятеля, основателя Всемирной сионистской организации, провозвестника еврейского государства и основоположника идеологии политического сионизма. Был журналистом, писателем, доктором юриспруденции. Он мечтал, чтобы на белом полотнище Израиля было семь золотых звезд, символизируя семичасовой рабочий день. Однако, поскольку, в настоящее время, у евреев рабочий день может доходить до 18 - 20 часов, то эта мечта смогла воплотиться лишь в гербе города Герцлия.



И вот, слева вы видите памятник Теодору Герцлю, а справа - силиконовая долина: разработки новых технологий. Видите здание, а на нём надпись "Майкрасофт"? Так вот, головное здание знаменитой фирмы находится не в Америке, а здесь, у нас, в Израиле. Предвижу резонный вопрос: "Ну, чем вы - евреи - так сильно хвастаетесь? Фирма-то, американская!" Фирма и в самом деле, американская, но мозги - наши... русские. Потому что, в своё время, очень много наших соотечественников из постсоветского пространства переехало сюда, где по достоинству были оценены их мозги и где они смогли получить достойную зарплату.













       Ну, а впереди по курсу нашего автобуса - мои хорошие - уже вырисовываются белоснежные небоскребы Тель-Авива. И в связи с этим, лично у меня, сразу всплывает в памяти знаменитая карикатура Кукрыниксов. Помните? Изображен голубь мира, а в клюве у него, вместо оливковой ветви, граната. И подпись снизу: "Куришь?! Пьёшь вино и пиво?! Ты пособник Тель-Авива!"
       А в данный момент, с левой стороны, можно увидеть наш "Моссад" - наша главная разведка. Как известно, израильская внешняя разведка Моссад заслуженно считается одной из самых эффективных разведывательных служб в мире.
(Примечанине: самое интересное, что именно этот кадр у меня почему-то засветился /Г.С./)
Наконец, мы въезжаем в так называемый северный Тель-Авив - один из роскошнейших и престижных районов светской столицы. И если - возьмём для сравнения - средняя 3-х комнатная квартира (80 кв.м.) в Нетании стоит порядка 450-500 тысяч долларов, то здесь уже, она будет раза в четыре дороже.







Мечеть в Тель-Авиве







Сегодня нам с вами предстоит посетить две важнейших святыни христианского мира, это - Вифлеем - место рождения Иисуса Христа, и главный город - Иерусалим. А закончим мы нашу программу у Стены Плача. И вот мы уже покидаем Тель-Авив, которому в этом году исполняется 104 года. Хотя, это как посмотреть. У нас, у евреев, как всегда, всё не слава Богу, потому как, первые районы города были построены в 1886 году, и если исходить из этой точки отсчета, то получается, что городу почти 130 лет. Статус города Тель-Авив получает только в 1925 году. В этом случае, выходит, что и до ста мы ещё не дотянули. И - тем не менее - вот такова действительность. Но, начнём, пожалуй с самого начала.
Приезжает сюда еврей из Алжира, господин Аарон Шлуш, который занимался типичной еврейской деятельностью, как обмен денег. И когда на рынок приходят бедуины и приносят деньги, называемые "византийками", то Шлуш понимает, что в них золота и серебра гораздо больше, чем сам номинал денег. Он их скупает, переплавляет и создаёт таким образом свой первый капитал. А капитал, как известно, это прежде всего деньги. А раз есть деньги, то можно закупать землю. Ну, а так как Шлуш был прелонного возраста, да ещё и еврей по национальности, то он берет с собой мальчика. А замеряли и закупали следующим образом. Мальчик бросал камушек - это и являлось границей выкупленной территории. Бросает второй раз - территория удваивается. Тут становится понятным, почему он брал с собой мальчика: молодой мальчишка способен гораздо дальше забросить камень, следовательно и территория соответственно намного больше. К нему обратятся жители Яффо. Мы с вами сейчас находимся в городе, которому по-меньшей мере 3700 лет. Город столетней давности переполнен, канализация льётся по улицам, евреи живут на пожертвования, которые не всегда до них доходят. И они решают выйти и построить новые районы Яффо.
Так будет построен один из них - Неве-Цедек.


Фото из интернета





Музей Гутмана.  Фото из интернета


Еще один район - Неве-Шалом - обязан другой уникальной личности, Зераху Бранде. Одержимый идеей создания новых еврейских кварталов Яффы вне городских стен, этот скорняк по крайней мере 7 раз разорялся, чуть не разошелся с женой, потратил все свои сбережения, но добился своего. Район Неве-Шалом стал первым еврейским кварталом вне городских стен.
В 2010 году в посёлке проживало около 60-ти семей. Согласно правилам посёлка — половина населения должна быть израильскими евреями, а другая половина — мусульмане и христиане — израильские арабы. В настоящее время ещё около 300 семей желают проживать в посёлке. Недавно одобренный план о его расширение позволит построить там ещё 92 дома.
Все желающие поселиться в посёлке проходят строгий отбор. Согласно принципу, половину в поселковом совете должны составлять евреи, а другую — арабы. Мэром посёлка должны поочерёдно избираться араб и еврей.
22 июня 2006 года в посёлке выступил солист группы Pink Floyd Роджер Уотерс. Концерт привлёк 50 000 зрителей.


neve_shalom  Фото из интернета

Третий квартал будущего Тель-Авива называется Ахузат-Байт. Шестьдесят шесть семей собрались на песчаных дюнах под началом ранее выбранного председателя Меира Дизенгофа и провели жеребьевку, разделив дюны на земельные участки. От улицы Пинес до ул. Нахалат Биньямин - это все территория квартала Ахузат-Байт, который, в отличие от двух первых районов, претерпел гораздо большие изменения, и только редкие дома остались нетронутыми.



Фото из интернета


BeitManni    Фото из интернета

В 1909 г., после перевода на иврит книги Герцля «Alt Neueland» («Старая Новая страна»), еврейские пригороды Яффы получают название Тель-Авив («Курган Весны» или «Новая жизнь на руинах»). Кстати, упоминание о поселении под названием Тель-Авив встречается в Танахе, в Книге Иезекииля. Именно оттуда он пророчествовал о возрождении нации после прихода Мессии.



С Тель-Авивом связано немало интересных историй. Вот одна из них.
Когда, первый мэр города Дизенгоф, в предверии встречи с Черчилем, желая, чтобы всё выглядело достойным образом, в спешке даёт указание, за одну ночь выкопать за городом 20-летние деревья с тем, чтобы пересадить их, украсив тем самым главную аллею города. Сказано - сделано. И когда собираются гости и фоторепортёры, то перед изумленной публикой деревья, одно за другим, вянут и начинают валиться. И тогда Уинстон Черчиль произнесёт одну из своих коронных фраз: "Евреи, если вы хотите здесь обосноваться прочно и надолго, пускайте корни." Нашему государству всего-ничего - 65 лет - и за такой короткий промежуток времени мы сумели основательно пустить свои корни.
У нас прекрасные новые технологии, успешно развивается сельское хозяйство. Мы только в прошлом году (2012, прим.Г.С.) приняли более 3,5 миллиона туристов, а это почти половина населения Израиля. А ещё, хочется обратить ваше внимание на наши прекрасные дороги. Даже в самом захудалом поселке они выглядят точно так же, как и та, по которой мы с вами сейчас движимся. Потому что наши налогоплательщики платят свои деньги и вправе требовать качество. Кстати, знаете ли вы о том, что наши дороги по-меньшей мере в 3 раза дешевле ваших? И знаете - почему?
(Туристы, почти хором: "Знаем: потому что у нас воруют...")
Как правило, свои экскурсии я начинаю со знакомства. Итак, кто из вас откуда приехал? Россияне есть?
(Голоса: "есть!")
Какие города?
("Питер! Москва! Подольск... Иркутск...")
Так, отлично! А Украина есть, какие города?
("Кременчуг! Житомир! Тернополь...")
Замечательно! Откуда ещё?
("Австрия! Белоруссия...")
Прекрасно! А теперь, у меня вопрос к москвичам: "Кто изображен на гербе Москвы?"
("Георгий Победоносец!")
Совершенно верно. Родился этот мученик за веру в III веке, в Каппадокии. Это территория современной Турции. В христианской семье. Отец его рано умер, а поскольку, мать его было родом из наших мест, а именно - из Лода (или - как назовут его крестоносцы - из города Сент-Делида), она забирает мальчика сюда. Сын вырастет, дослужится до чина полководца, и когда в самом начале IV-го века, в 303 году, Диоклетиан проводит последнее гонение на христиан, Георгий раздаёт своё имущество, приходит к Диоклетиану и говорит ему о том, что он христианин. Император просит его отречься, на что Георгий не соглашается, его подвергают всевозможным пыткам и в конечном счёте казнят. И мне всегда было интересно, каким образом этот мученик попал на герб Москвы. Оказывается в византийский период, с IV по VII вв нашей эры, когда ещё христианства на Руси и в помине не существовало, имело место изображение скачущего на коне Георгия, поражающее копьём чудовище. И каждый русский правитель или князек, отождествлял себя с этим всадником. А затем, на долгие годы, имя Георгия было забыто. И только, когда к власти придут женщины (Ольга), они вернут ему его честное имя. Мне очень нравится стихотворение М.Цветаевой, написанное 9-го мая 1918 года:

Московский герб: герой пронзает гада.
Дракон в крови. Герой в луче. - Так надо.

Во имя Бога и души живой
Сойди с ворот, Господень часовой!

Верни нам вольность, Воин, им - живот.
Страж роковой Москвы - сойди с ворот!

И докажи - народу и дракону -
Что спят мужи - сражаются иконы.



La_tomba_di_San_Giorgio_Lod_Israele   Фото из интернета

.
А ещё, помимо Москвы, этот святой является покровителем Грузии (она так и называется "Джорджия"), а также, Британии. А испанцы не связывают день влюбленных с именем святого Валентина и не празднуют 14 февраля. У них, день влюбленных отмечается 23 апреля, и связан он с Гергием Победоносцем. И в связи с этим, они рассказывают широко известную легенду. Как-то на озере появилось страшное чудовище. И каждый день, ему на съедение жители обязаны были предоставить ребенка. Когда же, подошла очередь царской дочери,  неожиданно возник всадник на белом коне, который в конечном счете умертвит дракона и спасет принцессу. И благодарные жители воздвигнут на этом месте церковь. Кстати, у нас и по сей день, в г.Лоде хранятся мощи и вериги Георгия Победоносца. Так вот, продолжая эту историю, испанцы говорят, что когда Георгий убил это чудовище, то из пасти дракона выпала алая роза, которую благородный рыцарь преподнес прекрасной принцессе. И как это ни звучит сегодня банально, до сих пор, у испанцев принято: мужчины дарят дамам цветы, а те, в свою очередь, преподносят... книгу.



Akiva    Фото из интернета


Так вот, мои хорошие, ещё одна личность, преподававшая в городе Лоде, это еврейский мудрец Раби Акива. Который до 40 лет не умел ни читать, ни писать. Влюбился он в девушку из богатой семьи, звали её Рахель. Но та сказала ему: "Я выйду за тебя замуж, но с одним условием: если ты выучишь и иврит, и Тору." Раби Акива начинает учиться, даётся всё это ему с трудом. Отец Рахели лишает дочь наследства и пара вынуждена поселиться в маленьком домике, где нет ничего, кроме соломы. И каждое утро, когда они просыпаются, Раби Акива вынимает из волос Рахели соломинки, приговаривая при этом: "Я тебе обязательно куплю "Золотой Иерусалим", то есть, золотую корону - женское украшение, весом в 4,5 кг где изображены все значимые места Иерусалима. Ну, а пока, чтобы хоть как-то прокормить семью, он собирает хворост, продает его, дабы иметь возможность купить лепешку, хумус... И в один из дней он замечает, что ручей проточил русло в скале. И тогда он произносит: "Если вода может сточить камень, то следовательно я сумею выучить иврит и Тору. Но чтобы выучить Тору, необходимо пойти к учителям, в Иерусалим, но денег нет. И тогда Рахель остригает свои шикарные волосы, продает их и отправляет Раби Акиву учиться. Учеба займет 12 лет, и когда он вернется, под окном своего дома он услышит следующий разговор:
- Рахиль, его нет... он тебя бросил.
- Если он будет изучать Тору ещё 12 лет, я его буду ждать.
Не заходя домой, Раби Акива разворачивается и уходит, чтобы учить Тору ещё 12 лет.
И своим ученикам он будет потом повторять: "И всё, что вы знаете, и всё, что я знаю, всё это её - Рахель". И добавляет, что каждый мужчина, сделавший карьеру в этой жизни, сделал её не потому, что он был такой умный, грамотный, целеустремленный, но ещё и в значительной степени потому, что рядом с ним была такая женщина, как Рахель.
Раби Акива закончит свою учебу, станет со временем известным и обеспеченным, и купит таки Рахели "Золотой Иерусалим". И когда жена другого раввина спросит у своего мужа: "Почему у Рахели есть такая золотая корона, а у меня её нет?", Раби Габриэль ответит: "А ты ради меня остригала свои волосы? А ты меня ждала 24 года?"
Вот такая славная история...
Через некоторое время после разгрома восстания Бар-Кохбы римские власти заточили Акиву в тюрьму, поскольку, вопреки запрету, он продолжал обучать Торе. Рабби Акива был казнён римлянами мучительной смертью (крюками содранная кожа) на сцене амфитеатра в Кейсарии в 135.
(Продолжение  следует...)
Tags: Репортаж
Subscribe
promo golibus march 15, 2013 19:36 21
Buy for 20 tokens
Ecce Homo (Се, Человек!). худ. Антонио Чизери Сколько б я ни ленился и ни откладывал на "потом", изъясниться, все же, придется. Речь пойдет о стереотипах в сознании среднего обывателя, применительно к религии, Богу и о некоей "исключительности" отдельных народов.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments